«Чем раньше попытаешься внести вклад в науку — тем раньше начнет получаться»
Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова (ИБХ РАН) — один из профильных институтов Российской академии наук, участвующих в создании факультетов Вышки. Именно сюда первокурсники-биологи приезжают на практику, а некоторые и на стажировку в научно-исследовательские лаборатории. Чтобы пообщаться со студентами первого набора, новостная служба портала побывала на практикуме по зоологии.
Программа называется «Клеточная и молекулярная биотехнология», однако даже клеточные биологи в первом семестре должны получить общее представление о животном мире. С начала семестра студенты успели изучить простейших, червей и тараканов. На этот раз под микроскоп отправятся виноградные улитки (лат. Helix pomatia), но сначала студентам предстоит изучить строение брюхоногих моллюсков. Технология работы следующая: во время вводной лекции студенты срисовывают за преподавателем анатомическое строение улитки, а уже в лаборатории должны будут повторить рисунок на основе увиденного через микроскоп.
«Тут работают не только глаза, но и руки», — объясняет преподаватель практикума по зоологии, заместитель декана Сергей Слободов.
Важно получить практические навыки: почувствовать тяжесть склянки в руках, правильно положить препарат на предметный столик микроскопа
Чем раньше студент начинает лабораторную жизнь, тем, по мнению Сергея Анатольевича, будет лучше: «Для этого необходимы качественно сделанные препараты и качественная оптика — какой смысл рассказывать о том, чего студент потом не увидит или увидит искаженным? Биологам нужно привыкать работать на современном качественном и дорогом оборудовании и ответственно к нему относиться».
Для учебной лаборатории ИБХ РАН специально были приобретены стереоскопические микроскопы, которые используются для малого увеличения и дают трехмерное изображение. К практикуму Сергей Анатольевич подготовил специальные ножницы и ванночки с воском, на которых студенты размещают исследуемый материал.
Самое важное — пищеварительная железа и половая система — у улитки расположено под раковиной, поэтому первым делом ее нужно отделить при помощи молотка. Моллюски находятся в водяном столбняке, но многим ребятам задание все равно не по душе. Некоторые студенты забрали приглянувшихся улиток к себе домой.
Первокурсник Максим Сорокин говорит, что это уже третье вскрытие, которое он проводит, и с каждым разом процесс проходит все проще. Максим сознательно выбрал профессию после летней практики в научной лаборатории: «Я углубился как раз в молекулярную биологию, работал с генетическим материалом. Тогда я убедился, что после учебы вижу себя именно в этой сфере. Как бы пафосно это ни звучало, я считаю, что будущее за биологией и биотехнологией. Развитие науки приведет к тому, что мы сможем контролировать нежелательные процессы в человеческом организме и усиливать полезные эффекты — это улучшит жизнь каждого. Биотехнологических направлений на образовательном рынке совсем немного; я выбрал Вышку, потому что это первый набор — а значит, новая программа, которая должна соответствовать современным стандартам. Я считаю, это очень важно. Но, конечно же, начинаем мы все с улиток — было бы глупо ожидать чего-то другого, особенно на первом курсе».
Специализация у студентов планируется с четвертого курса. Им предложат выбрать: либо углубиться в биотехнологию и изучать кинетику биопроцессов; сосредоточиться на проектировании, управлении и контроле биотехнологическими производствами; либо работать с живыми клетками, изучая генную терапию, генную инженерию.
Ирина Цыпина, заместитель декана:
Мы предоставляем студентам возможность выбрать те дисциплины, которые им нужны. Не одну ветку со всеми сопутствующими дисциплинами, а из каждого направления изучать то, что их интересует.
Такая индивидуальная траектория обучения связана с потребностями биотехнологических производств, с которыми мы сотрудничаем. Биотехнологов очень не хватает, из индустрии идет запрос на конкретных специалистов. С первого курса мы организовали индивидуальные стипендии для студентов от этих компаний и после выпуска их ждут рабочие места. Единственное условие — выбрать конкретные дисциплины для изучения на четвертом курсе — те, что нужны данному партнеру.
Если же студента интересует академический трек, то это здесь, в ИБХ РАН. От многих ребят уже идут запросы: «как бы мне попасть в лабораторию по нейробиологии» или «я хочу заниматься флуоресцентными растениями». У нас есть возможность подключать их к работе этих лабораторий, к участию в грантах и конференциях, в написании статей. Смотрим только на рейтинг студента и наличие научных публикаций по теме.
Факультет ведет открытую политику — раз в неделю проходят встречи студентов с деканом, где они говорят, что им нравится и что не нравится. Получив фидбек, мы сразу на него реагируем. Люди моего поколения никогда об этом не задумывались: поступили — и чему учат, тому учат. А наши студенты пришли и сказали: «Нам не хватает математики». И мы организовали дополнительные консультации. То же самое с физикой, с химией — современные студенты лучше знают, что им надо изучать.
По словам первокурсницы Анны Михайловой, она уже нашла научного руководителя и сейчас оформляется на работу в одну из лабораторий ИБХ РАН. Она планирует связать жизнь с молекулярной химией, биохимией или биотехнологией: «Отучившись год на химфаке МГУ и не получив тех возможностей, которые я ожидала, я перешла на новый факультет ВШЭ. Пока что те обещания, которые нам давали при поступлении, выполняются». По словам Анны, все преподаватели здесь молодые и инициативные, а учебный офис открыт к сотрудничеству и всегда готов рассмотреть любые предложения. Также ей нравится практика в лабораториях: «Мы работаем в РАН — это уже классно. Конечно, пока ведем работу под наблюдением, нам дают задания, которые мы по мере своих способностей выполняем. Сами изучаем материалы по выбранной теме, проводятся дополнительные семинары по какой-либо узкой тематике. Чем раньше ты начинаешь работать в лаборатории, пытаться внести вклад в науку, тем быстрее у тебя будет что-то получаться».