Федеральная программа материнского капитала (и ее региональные аналоги) действительно приводит к тому, что семьи чаще и быстрее решаются завести второго ребенка. К такому выводу пришли сотрудники Исследовательской рабочей группы по экономико-математическому моделированию демографических процессов факультета экономических наук НИУ ВШЭ. Свои результаты они представили на семинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ». Исследование проводилось в рамках гранта РНФ.
Тема «материнский капитал»
Материнский капитал поддержал в регионах немало семей, которые с его помощью решили проблему жилья. В то же время, многие пока так и не воспользовались этими средствами, поскольку программа предлагает довольно узкий список опций. При покупке квартиры в городе материнский капитал оказывается не самым весомым вкладом, а два других варианта вложения — в образование детей или пенсию матери — связаны с несрочными потребностями, отметила старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Елена Горина в докладе, представленном на XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Федеральный и региональный «материнский капитал», рост оплаты декретных отпусков, повышение детских пособий и другие меры активного демографического курса, стартовавшего в России с 2007 года, ускорили рождения детей. Но на итоговую рождаемость в стране это пока вряд ли сильно повлияло. Сергей Захаров и Томас Фрейка в новом журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение» изучили репродуктивные тренды за последние полвека, чтобы спрогнозировать эффект демографического курса страны.
23 октября прошел семинар Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ, на котором было представлено подготовленное Анной Юрко и Фабианом Слонимчиком (МИЭФ ВШЭ) исследование, посвященное оценке эффективности политики стимулирования рождаемости в России.
Материнский капитал не является стимулом для увеличения числа детей в семье, утверждается в докладе Фабиана Слонимчика и Анны Юрко, представленном на прощедшей в ВШЭ совместной конференции ЦеТИ и IZA.