Во многих странах при организации государственных закупок предпочтение отдается конкурентным процедурам торгов, в первую очередь, аукционам. Замдиректора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Елена Подколзина и младший научный сотрудник этого института Анна Бальсевич решили проверить, всегда ли аукционы являются оптимальной формой госзакупок. Доклад «Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России» будет представлен на стартовавшей 7 апреля XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Тема «госзакупки»
Госзакупки в России — дорогое удовольствие. Пытаясь уменьшить коррупцию, власти пошли на усложнение технических процедур и документооборота для госзаказчиков и поставщиков. Но для простых недорогих контрактов эти процедуры оказываются неэффективны, утверждают директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев и старший научный сотрудник этого института Ольга Балаева в статье «Сколько стоят процедуры госзакупок? Эмпирическая оценка с позиций заказчика».
Вопреки ожиданиям, увеличение числа участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, лидер рынка. Доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» был представлен Анной Бальсевич на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и вызовы».
Процедуры электронных аукционов оказываются неэффективными в сравнении с другими способами госзакупок. Исследование Андрея Яковлева, Александры Башиной и Ольги Демидовой показывает, что электронные торги сложнее традиционных и при этом ничуть не защищают от возможного сговора сторон.
Информационная прозрачность при проведении госзакупок ведет не только к снижению цен. При наличии крупных игроков, значительно превосходящих прочих участников рынка, прозрачность может вести к снижению конкуренции. Исследование Анны Бальсевич, Светланы Пивоваровой, Елены Подколзиной.