Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.
Тема «кино»
Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.
В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.
Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.
Традиционные литературоведческие концепции не годятся для изучения и преподавания советской литературы. Создать хороший учебник помогут формалисты. Доклад Олега Лекманова* на конгрессе «100 лет русского формализма».
Русские формалисты вышли из неокантианской эпистемологии, отрицали неолейбницианство, сторонились экспрессионизма и помогли погубить самих себя. Ученые представили новые доклады на организованном ВШЭ и РГГУ конгрессе «100 лет русского формализма».
16 марта на факультете истории ВШЭ состоялось открытие серии научных семинаров Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий. Доклад «Трофейное кино в СССР (1945-1949): идеология и экономика» представила российским коллегам Валери Познер (Valerie Pozner), председатель Ассоциации французских историков кино.
В статьях, представленных в этом сборнике, рассматриваются фильмы, относящиеся преимущественно к жанру блокбастеров. Это так называемое массовое кино, за которым прочно закрепилась репутация продукции, не особенно изысканной в интеллектуальном отношении. Однако задействованная автором аналитическая оптика показывает, что это не более чем расхожий штамп.