Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».
Тема «Стратегия-2020»
О реформе социального сектора, точнее, о рецептах реформы, предложенной разработчиками Стратегии-2020, говорил на пленарном заседании «Экономика, право и доверие» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Гайдаровский форум этого года стал площадкой откровенного общения верхушки российского экономического сообщества.
Российский финансовый сектор серьезно зависит от колебаний на мировых рынках. Можно смириться с этой ситуацией, а можно заняться повышением его устойчивости и конкурентоспособности, считает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин.
Россия снова стоит на перепутье, выбирая модель развития. Все сходятся на стимулировании и диверсификации экспорта, привлечении новых инвестиций в экономику. Как заставить экспорт измениться, а капиталы — прийти, обсуждали эксперты, работающие над «Стратегией-2020».
Реформировать Россию через импорт зарубежных институтов — бесполезно. Россия относится к странам, которым для борьбы с неэффективностью и коррупцией надо заставить эволюционировать то, что уже есть, считает Стивен Вебб, ведущий экономист Всемирного Банка в 1986-2009 гг.
С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ. Об этом — руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимр Блинов.
Прогнозы по цене нефти, закладываемые в проектировки очередного бюджета, разительно отличаются от настроений, царящих в мировой экономике; Стратегия-2020 — критика ее критиков и критика Стратегии — две темы из очередного регулярного обзора от Центра развития НИУ ВШЭ.
Госпрограмма «Развитие транспортной системы на период 2012-2019 гг.» в правительстве считается находящейся в «высокой степени готовности». Однако это определение справедливо, скорее, для документа, изложенного на бумаге, пришли к выводу эксперты, работающие над модернизацией Стратегии-2020.
Минфин и Минэкономики продолжают спорить о параметрах бездифицитного бюджета, но согласны с тем, что расходы придется снижать; принятые в последние годы многочисленные отраслевые стратегии не учитываются при принятии конкретных решений — две темы из очередного еженедельного обзора Центра развития НИУ ВШЭ.