Федеральный центр, стремясь стимулировать экономический рост и будучи не в силах добиться улучшения бизнес-климата, изобретает новые инструменты финансовой поддержки предприятий частного сектора. Статья Дмитрия Мирошниченко в регулярном бюллетене «Новые комментарии о государстве и бизнесе» от Центра развития НИУ ВШЭ.
Тема «господдержка»
Введенные в 2007 году дополнительные меры госпомощи семьям с детьми повлияли на решения россиян о рождении детей, однако не радикально. Скорее, «материнский капитал» и другие социальные бонусы просто помогли решиться родить ребенка тем семьям, которые откладывали этот «проект» до лучших времен. Доклад Наталии Зверевой.
Непрозрачность Государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства становится уже притчей по языцех, указывает вице-президент НИСИПП Владимир Буев.
Сектор социально ориентированных НКО в России развит слабо во многом из-за недостаточного внимания государства. Сами НКО нуждаются не только в финансовой поддержке, но и в формировании нового, социально ответственного общества. Международный опыт показывает, что сектор НКО можно «вырастить» за 10 лет.
Две из четырех главных ошибок в макроэкономической политике России предшествующих лет — упущенный шанс увеличить госрасходы на укрепление институтов и модернизацию экономики в период благоприятной мирохозяйственной конъюнктуры 2000–2008гг., и ориентация монетарной политики на снижение инфляции, считает профессор Российской экономической школы Владимир Попов.
Уже понятно, что именно необходимо сделать для реализации тех технологических сдвигов, которые бы подняли на порядок, эффективность российской экономики. Но пока новый технологический уклад в России отсутствует, а модернизации не происходит, считает академик РАН Сергей Глазьев.
Главные направления поддержки малого и среднего бизнеса — информационная, имущественная, кредитная (включая микрофинансирование), отмечает заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Анатолий Котов.
Политика поддержки малого бизнеса в ее нынешнем виде не имеет и не может иметь долгосрочных последствий и влияния на уровень предпринимательской активности. Целевые задачи в этой сфере — поддержка тех компаний, которые уже нашли свое место в рынке и доказали свою жизнеспособность, считает декан Факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.
Разработанная МЭР дорожная карта развития малого и среднего бизнеса нацелена на увеличение вклада малого бизнеса в интеллектуально ориентированные секторы экономики. Действие подобных программ, как полагают разработчики, должно максимально полно охватить территорию страны, включая малые города и сельские районы.
Минэкономразвития в рамках реализации программ поддержки малого бизнеса сообщило о создании в прошлом году почти 85 тысяч новых рабочих мест, Российский банк развития — о кредитовании малого бизнеса на 40 млрд руб. по льготным ставкам, превышавшим, впрочем, в минувшем году 15% годовых. Запросы регионов в рамках государственных программ софинансирования составили 36 млрд. рублей, т.е. в два раза превысили возможности бюджета.
1
2