• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

© Высшая школа экономики

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Актуальность дискуссии обусловлена ростом внимания государства и общества к теме студенческого предпринимательства. В частности, в начале 2023 года гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева обратилась к президенту РФ Владимиру Путину с предложением запустить в России программу «Университет предпринимателей».

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Открывая дискуссию в Вышке, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что она проводится на площадке Института образования, давно работающего в структуре университета и являющегося центром профессиональной экспертизы системы образования страны. «Я рад присутствовать на открытом семинаре в университетской среде, в университетской атмосфере, и для нас такая открытость — культура нормального академического разговора», — добавил он.

С основными докладами выступили проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов и заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин.

Доклад Дмитрия Земцова был посвящен исследованию на тему «Сообщества технологических энтузиастов и развитие студенческого предпринимательства». Нужно было найти ответ на вопрос, могут ли такие сообщества стать драйверами изменений, которые востребованы обществом и которые общество требует от университетов. Изменения заключаются в том, чтобы университеты не просто готовили кадры, а формировали прослойку молодых предпринимателей.

Дмитрий Земцов
© Высшая школа экономики

Объектами исследования стали университетские сообщества технологических энтузиастов и площадки, на которых они работают (фаблабы, ЦМИТы, кружки), материалом исследования — глубинные интервью лидеров и участников студенческих технологических центров. Также Дмитрий Земцов использовал результаты своего включенного наблюдения — с 2014 по 2022 год он имел прямое отношение к поддержке таких центров.

Как выяснилось, сообщества технологических энтузиастов в университетах, расположенных в разных частях страны, похожи. Люди приходят туда со своими проектами, там развита ценность рывка и прорыва, ценится кооперация, при этом никто не борется за формальное лидерство. Люди стремятся сделать проект, который не сделала бы другая команда, а практики борьбы за прибыль и полномочия для них не являются ключевыми.

«Все они очень живо говорят о том, что готовы менять образование прямо сейчас, то есть становиться частью университетов, их амбиция — сделать новый университет, построенный по принципу этих же сообществ», — заключил Дмитрий Земцов.

Павел Сорокин в своем докладе рассказал о результатах другого исследования, которое проводится в течение последних пяти-шести лет и посвящено обучению предпринимательству в России, странах СНГ и в мире в целом. «Для меня самого эта тема стала ключевой в научной карьере, потому что я понял, что предпринимательская деятельность как таковая — это, наверное, самое главное, к чему должно готовить образование, его наиболее значимый вклад в развитие страны, а не только отдельного человека», — отметил он.

Павел Сорокин
© Высшая школа экономики

Исследователь сообщил, что сейчас в России, как и во всем мире, наблюдается бум инициатив по обучению предпринимательству. Это важная часть деятельности современного университета, ведь такое обучение формирует навыки, востребованные обществом и экономикой, способствует трансформации университетов в среду продуктивной проектно-учебной деятельности, помогает доводить до рынка научные разработки благодаря вовлечению студентов. Его трудно имитировать из-за ориентации на внешние рынки, оно эффективнее лекций и других пассивных форматов.

Павел Сорокин подчеркнул, что Россия является одним из мировых лидеров движения по обучению предпринимательству в вузах. В 2021 году, изучая российскую экосистему поддержки студенческого предпринимательства, исследователи обнаружили около 7 тыс. университетских предпринимательских проектов, в том числе 428 достаточно зрелых. Все элементы эффективности федерального проекта «Платформа университетского предпринимательского образования» (тренинги, акселераторы, стартап-студии и проч.) в ходе мониторинга они оценили положительно.

Алексей Нечаев
© Высшая школа экономики

Комментируя доклады, депутат Госдумы, руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев отметил, что любой опыт предпринимательства или предпринимательского образования делает человека сильнее. Издержки заключаются разве что в том, что такой человек может отказаться работать по найму, видя себя по меньшей мере Илоном Маском или президентом сверхдержавы. Депутат сравнил обучение предпринимательству с ликвидацией безграмотности в СССР, когда людей учили читать и писать, но никто не думал, что кто-то из них станет журналистом, поэтом или прозаиком.

По его мнению, студентов нужно вовлекать в организаторские практики, чтобы они умели подбирать людей в свою команду, переходить от управления 20 сотрудниками к управлению 50, 100, а это разные навыки, и их нужно приобретать. Еще один важный фактор — наличие отраслевых знаний: например, для реализации инженерного проекта нужно иметь инженерную базу.

Гендиректор Научного парка МГУ Олег Мовсесян считает, что технологический предприниматель — это человек с большим набором компетенций. «Как всему этому обучить? Хорошо, что в университетах об этом говорят, этому учат, но в навыки это превращается, когда человек делает бизнес-проект. Мы в Научном парке МГУ занимаемся акселерационными программами — разработали методику, которая позволяет ребятам получить навыки на практике», — рассказал он.

По мнению вице-президента Сколтеха Алексея Ситникова, обычный университетский профессор не может быть ментором и обучать предпринимательству, ведь его жизненная стратегия максимально удалена от риска. При этом профессор считается уважаемым человеком, чего нельзя сказать о предпринимателе. «В проекте, который мы пытаемся реализовать, предприниматель должен занять достойное место в университетской среде. Подвиньтесь, товарищи профессора! Так в свое время ученые потеснили в университетах священников», — пояснил Алексей Ситников.

Основатель и гендиректор частной космической компании SR Space, выпускник МИСиС Олег Мансуров начал свое выступление со слов благодарности «многим людям, которые здесь собрались», и рассказал, что костяк его команды сформировался в университете на базе фаблаба. По его мнению, постоянная проектная, предпринимательская и иная деятельность в студенческие годы вырабатывает паттерны поведения, которые в тридцатилетнем возрасте позволяют человеку действовать во многих ситуациях как предпринимателю. «То, что мы проходили в середине 2010-х годов в рамках курса РВК, сейчас помогает решать прикладные задачи», — добавил он.

Профессор, руководитель майнора Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ «Стартап как диплом» Маргарита Зобнина рассказала о своих студентах, которые, реализуя небольшие проекты (например, делая свечи и продавая их), учатся зарабатывать и получают первый бесценный опыт предпринимательского успеха. Проблему она видит в том, что университет не отслеживает, как они развиваются дальше, так что необходимо наладить систему мониторинга — формировать сообщество выпускников-предпринимателей и налаживать с ними кооперацию, усиливая друг друга.

Итоги дискуссии подвел операционный директор Агентства стратегических инициатив Георгий Белозеров.

Он отметил, что есть два разных мира — мир предпринимательства и мир высшего образования — и их нужно сделать единым целым. «В этом заключается главная задача программы “Университет предпринимателей”, ее главный эволюционный шаг. Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета. Над этим мы будем вместе работать», — заключил он.

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»

Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.

«Мы хотели прыгнуть выше головы, у нас получилось»: подведены итоги Всероссийского кейс-чемпионата

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась торжественная церемония награждения дипломантов III Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Впервые в этом году команды-победители и команды-призеры были определены отдельно по кейс-направлению и бизнес-направлению. Кроме того, объявлены победители в специальных номинациях, учрежденных партнерами состязания.