• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Музыка та же, слова другие». Ректор ВШЭ — про советское образование и конкуренцию вузов

Никита Анисимов

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Российская сфера высшего образования сегодня не только находится под колоссальным давлением из-за введенных западными странами ограничений, но и стоит на пороге значительных перемен: отказ от Болонского процесса и поиск новых путей развития. Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Никита Анисимов в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал про стоящие перед вузами задачи и про их конкуренцию с другим миром за студентов.

— Никита Юрьевич, уже много сказано про болонскую систему, но все-таки — что отказ значит для вузов и для самих студентов?

— Для начала обратимся к истории, расшифруем термин «болонская система», потому что существует много разночтений. К 1999 году в Европе решили, что конкурировать с другими образовательными системами — американской, китайской, австралийской — легче сообща. Поэтому было принято решение создать общую европейскую зону высшего образования. Россия приняла решение о присоединении к ней только в 2003 году. Мы вошли в эту зону одновременно с Андоррой, Албанией, Ватиканом. После этого решения мы довольно существенно поменяли свой закон об образовании. Сейчас, по прошествии времени, мы ощущаем, что у этих изменений были как положительные, так и негативные стороны. Чтобы в полной мере их оценить, нужно провести серьезную аналитическую работу, и она уже начата университетским сообществом.

Что точно значит выход России из общеевропейской системы образования, так это то, что мы должны строить свою суверенную систему высшего образования, ориентируясь на конкуренцию за талантливых ребят со всего мира с другими системами образования

Отмечу, что параллельно с вхождением в общую европейскую зону высшего образования в России было принято решение о внедрении Единого государственного экзамена. На самом деле это два совершенно разных вектора: ЕГЭ никак не связан с болонской системой, и когда говорят о том, что выход из общеевропейской системы высшего образования связан с отказом от ЕГЭ, то это, конечно, не так. Про ЕГЭ существует довольно много мифов, но истина в том, что это наша собственная, не навязанная стране форма проверки знаний абитуриентов, а одно из ключевых достижений этого экзамена — практически полностью искорененная коррупция при приеме в вузы, существовавшая в 90-е годы. Конечно, ЕГЭ не может быть совершенным во всем, по ряду параметров существующую систему приема в вузы можно улучшить, но делать это нужно исключительно на базе серьезной аналитики, делать очень аккуратно, не уходя в крайности.

— А мы сможем конкурировать нашей национальной системой с остальным миром?

— Конечно сможем. Предлагаю за ответом обратиться к статистике. В получении образования у нас сейчас заинтересованы представители 130 стран.

Чтобы к нам приезжала талантливая молодежь со всего мира, нужно, чтобы система высшего образования в России была им понятна. То есть если ты учишься в Китае в школе и планируешь получать высшее образование в России, то ты должен понимать, чему ты научишься у нас и как потом сможешь применить полученные знания. В Китае, кстати, тоже есть разделение на бакалавриат и магистратуру, хотя их образовательная система и не входит в общеевропейскую зону высшего образования.

— Не побоятся ли иностранные студенты, что их российские дипломы не будут котироваться, когда Россия откажется от Болонского процесса?

— Соединенные Штаты Америки не входят в болонскую систему. Китай не входит. Но они конкурируют на мировом образовательном рынке за таланты. И мы тоже это делали и будем продолжать делать. Я пять лет работал на Дальнем Востоке и могу уверенно сказать, что у нас успешно учится большое количество студентов из Китая. Повторюсь, сейчас важно, чтобы ребята, в частности из Китая, которые будут приезжать к нам учиться, понимали образовательную систему, в которую попадут.

— Как вы относитесь к идее вернуться к советской системе высшего образования?

— Я поступил в школу в Советском Союзе. У нас были тетрадки, на обороте которых был гимн страны. И мы все его знали наизусть. Потом появился гимн, автором музыки был Глинка, у него не было слов. Чуть позже вернулись к советскому гимну, на музыку Александрова. И слова к нему написал Михалков, как и к советскому гимну. Когда мы слушаем гимн России, разве мы возвращаемся в Советский Союз? Музыка, конечно, та же, но слова другие. Когда мы говорим о возврате к советской системе, то мы должны всегда вспоминать наш гимн. Он в чем-то совпадает с советским, но он другой по смыслу.

Мы должны учитывать то, что было раньше, анализировать плюсы и минусы системы советского высшего образования и нынешней системы. Например, при нынешней системе образования один из минусов, который я вижу, — риск падения качества образования. Объясню, с чем он связан. Многие преподаватели в региональных вузах говорят, что в последние годы они начали опасаться отчислять студентов: если они отчислят слишком много, то университету выделят меньше средств из бюджета, кого-то из них сократят. Связано ли это как-то с болонской системой? Нет, конечно. Это влияние российской модели механизмов финансирования университетов.

Когда мы говорим такие слова, как уровень или качество образования, то мы же вполне определенные вещи имеем в виду. Не должен человек, у которого десять двоек за сессию, продолжать обучение. Он неуспевающий, его нужно отчислить, чтобы не допустить падения уровня образования в вузе. Но вузы не должны бояться того, что, отчислив таких студентов, они лишатся бюджетного финансирования. Здесь, я считаю, нам действительно стоит менять подход.

Повторюсь: главное, чтобы наше российское высшее образование было конкурентоспособным, чтобы у вас как у гражданина не было сомнений в том, сможет ли наша система высшего образования конкурировать с Америкой и Китаем. Вот какую мы должны сделать систему.

— Как скажутся санкции на вузах?

— Санкции в образовании невозможны, потому что и наука, и образование не имеют границ. Можно ли приказать запретить думать? Исследовать? Приказать можно что угодно, но воплотить на практике невозможно.

Читать материал полностью

Вам также может быть интересно:

Вышка на ПМЭФ: зачем нужна «Берлога» и почему Арктика не может ждать

Насколько своевременна «Берлога» — первая в России игровая киберплатформа, как нужно бороться за таланты, что можно сделать для популяризации образа женщины-ученого и куда движется международное сотрудничество в Арктике — такие актуальные вопросы обсуждали на сессиях Петербургского экономического форума. Подробнее — в репортаже новостной службы «Вышка.Главное».

НИУ ВШЭ и Россотрудничество договорились о подготовке специалистов по обучению русскому языку как иностранному

Высшая школа экономики и Россотрудничество подписали соглашение о создании на базе Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Центра русского языка. В нем будут проходить подготовку преподаватели-русисты и будущие руководители образовательных программ и курсов русского языка как иностранного. Документ подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и руководитель Россотрудничества Евгений Примаков в рамках Петербургского международного экономического форума.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.

Вышка на ПМЭФ: умная миграция, что идет на смену глобализации и кто убил ВТО

В фокусе сессий, в которых принимали участие эксперты Высшей школы экономики на Петербургском международном экономическом форуме, оказались цифровизация управления миграцией, поиски ответа на вопрос, что значит «человек благополучный», процесс регионализации мировой экономики, участие компаний в глобальных цепочках добавленной стоимости и многие другие темы. Подробнее — в репортаже новостной службы «Вышка.Главное».

Вышка на ПМЭФ: спрос на данные и экономический эффект волонтерства

В Санкт-Петербурге 14 июня стартовал Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Ректор и ученые Высшей школы экономики принимают активное участие в его работе. О том, как проходили первые сессии форума, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».

НИУ ВШЭ и АСИ заключили соглашение о сотрудничестве

Высшая школа экономики и Агентство стратегических инициатив (АСИ) договорились о сотрудничестве в сфере развития новых технологий, цифровой трансформации экономики и социального развития страны. Соглашение подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор АСИ Светлана Чупшева в рамках Петербургского международного экономического форума.

«Доллар — даже не оружие, а наркотик, на него подсадили весь мир»

Как выиграть игру без правил и что такое новое доверие? На что направить интеграционные усилия ЕАЭС и какое место в этом должно занимать образование? Каким должен быть санитарный щит страны? Если женщины идут вперёд, то куда идут мужчины? Какие животные обитают в цифровой экосистеме? Эти темы обсуждали участники Петербургского международного экономического форума с участием экспертов НИУ ВШЭ.

Высшая школа экономики заключила 12 соглашений о сотрудничестве в рамках ПМЭФ

В ходе Петербургского международного экономического форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подписал соглашения о сотрудничестве с главами регионов, ректорами ведущих университетов, руководителями компаний, госорганов, общественных организаций, учреждений культуры. Взаимодействие с партнерами будет идти по целому комплексу направлений — от образовательных, исследовательских и просветительских проектов до студенческих экспедиций и молодежной политики.

«Молодежь сейчас хочет учиться, готова в это вкладываться»

Российское образование как самостоятельная единица, Арктика как общая кухня, молодежь как драйвер экономического развития, а инновации как избавление от иллюзий. В работе сессий ПМЭФ-2022, где обсуждались эти темы, приняли участие эксперты НИУ ВШЭ, а ректор университета Никита Анисимов ответил на вопросы в интерактивной студии общества «Знание».