• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как города мира справляются с кризисом, вызванным пандемией

Как города мира справляются с кризисом, вызванным пандемией

© iStock

Городские власти во всем мире оперативно отреагировали на проблемы, порожденные пандемией и ограничительными мерами. Это и помощь в восстановлении здоровья, и поддержка бизнеса, и доступ к основным социальным услугам, и доступность питания. Перед администрациями мегаполисов стоит задача – создать условия для устойчивого развития и восстановления. Об этом говорится в совместном исследовании НИУ ВШЭ и АСИ. 

Исследование влияния пандемии на развитие городов проведено в преддверии форума «Сильные идеи для нового времени», который Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Фонд «Росконгресс» проведут в Сочи 11-12 ноября этого года. Разбор практик проводился для одного из треков форума – «Новое городское развитие».

Пандемия COVID-19 затронула более 1430 городов мира, более 95% от общего числа случаев заболевания зафиксированы в городских районах, говорится в исследовании. Во многих странах и городах была инициирована разработка специальных антикризисных программ. Важную роль в их реализации и в обеспечении устойчивого развития играет сеть ВОЗ «Здоровые города» – платформа для обмена опытом и знаниями, и координации поддержки в городах.

В исследовании рассматриваются лучшие мировые практики борьбы с распространением коронавирусной инфекции, подробно рассказывается о том, какие меры предприняли власти Лондона, Торонто, Нью-Йорка, Тель-Авива, Парижа, Вены, Токио, Мадрида и Бильбао.

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Данная публикация представляет собой обзор ключевых мер по преодолению пандемии COVID-19 в городах мира, изменившей привычный образ жизни, стиль работы и общения. В целом города мира оперативно и достаточно результативно отреагировали на урбанистический кризис, предложив эффективные и разнообразные меры по защите населения, прекращения пандемии и создания условий для обеспечения городской устойчивости и восстановления.

В число наиболее распространенных и значимых мер по защите населения и медицинских работников входят: полная защита медицинских работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), включая маски, перчатки и защитные халаты; систематическое точное тестирование; масштабируемая трассировка контактов; эффективный карантин для инфицированных и их близких; использование масок в общественных местах. 

До сих пор ведутся споры об эффективности широкого использования масок, например, вне медицинских учреждений. Авторы исследования отмечают, что в странах, где маски чаще носят в общественных местах, темпы роста вируса составляют 1% по сравнению с 17% в странах, где этого не происходит.

Карантинные меры в городах, связанные с ограничениями в передвижении, самоизоляцией, опасения по поводу потери работы привели к обострению проблем со здоровьем

Чаще всего речь идет о психическом здоровье, а также о последствиях опасного социального поведения кого-то из близких, депрессиях, вызванных в том числе нарастанием социально-экономического неравенства. Необходимость справляться с этими проблемам также учитывается при формировании планов и стратегий преодоления последствий COVID-19.

Решение проблемы социальной дистанции в разных городах мира выглядит неоднозначно. С одной стороны, в большинстве стран рекомендуется использовать частные транспортные средства. А с другой стороны, такие города, как Милан, Лондон, Париж, Богота или Барселона, продвигают устойчивую мобильность, основанную на использовании активных средств передвижения, таких как велосипед, и развитие общественного транспорта. Это свидетельствует о важности институциональных посылов и возможности тактических мер городского планирования по обеспечению более устойчивой мобильности. 

Татьяна Журавлева, руководитель Центра городских компетенций АСИ, куратор трека «Новое городское развитие» форума «Сильные идеи для нового времени»

Татьяна Журавлева, руководитель Центра городских компетенций АСИ, куратор трека «Новое городское развитие» форума «Сильные идеи для нового времени»

Муниципалитеты разных стран оказались на переднем крае борьбы с пандемией коронавируса, затронувшей практически все сферы жизни мегаполисов. При этом администрации многих городов смогли грамотно воспользоваться ситуацией, начав преобразования, призванные не только минимизировать негативные последствия пандемии, но и заложить основу для дальнейшего устойчивого развития городов и повышения уровня безопасности и комфорта их жителей. В этом контексте важно определение приоритетных направлений дальнейшего развития городов для создания «стратегии жизнестойкости городов». Теме городского развития посвящен отдельный трек в рамках Форума АСИ и Росконгресса «Сильные идеи для нового времени». На нашу платформу для сбора идей idea.asi.ru поступило почти 15 000 предложений, в том числе 1984 идеи в области городского развития.

В целом города мира оперативно отреагировали на кризис, говорится в исследовании, в том числе, создавая условия для обеспечения устойчивого развития и восстановления. В этом контексте важно определение приоритетных направлений дальнейшего развития городов для создания «стратегии жизнестойкости городов». 

В рамках жилищной политики, в качестве восстановительных мер льготы по арендной платы ввели в Йокогаме, Вила-Нове -де-Фамаликао (Португалия), Аддис-Абебе, Лиссабоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, Намюре (Бельгия), в Париже. Отсрочку арендных платежей разрешили в Чикаго и Сан-Франциско, Париже, Лиссабоне и Синтре (Португалия). Меры по обеспечению водоснабжения неблагополучных районов приняты в Мехико, Буэнос-Айресе, Лиме, Фритауна (Ямайка), Найроби и Накуру (Кения), Дакаре (Сенегал), Коста-Рике.

Региональные и муниципальные власти принимали меры по обеспечению горожан продовольствием. В Ухани было организовано коллективное общественное питание, в Найроби, Нью-Йорке, Сарагоса, Торонто бесплатно раздавали еду особенно нуждающимся. В Милане, Любляне (Словения), Дакаре создали системы продовольственной помощи, ориентированные на пожилых людей и связывающие фермеров с потребителями.

© iStock

Правительства предоставляли средства местным властям на борьбу с эпидемией COVID-19. Например, в Китае было выделено 35 млрд юаней наиболее пострадавшей провинции Хубэй. В Южной Корее был принят дополнительный бюджет, направленный на поддержку городов Тэгу и Северный Кенсан.

В свою очередь местные власти принимали меры по подробному информированию населения. Правительство Джакарты в Индонезия создало специальный «COVID-19 веб-сайт» на индонезийском и английском языках, который предоставляет жителям ключевые статистические данные о вспышке болезни в регионе, своевременные обновления, на этом же сайте – горячая линия COVID-19 и онлайн-контроль от департамента здравоохранения Джакарты. В Сингапуре создан онлайн-чат-бот «COVID-19 Chat for Biz» для решения деловых вопросов, а также «COVID-19 Gobusiness Portal», который поддерживает бизнес в получении информации о мерах поддержки. Местные власти оказывали и прямую финансовую поддержку, так, Хельсинки предложил оперативную денежную помощь молодежи: сумма до 5 000 евро на одного заявителя предоставляется для поощрения инновационных и цифровых способов вовлечения жителей города в спортивную, культурную жизнь города и другие общественные мероприятия.

Городское развитие в период пандемии COVID-19 (PDF, 1,09 Мб)