• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бытовой фактор: последствия «вирусного кризиса» для коммунального комплекса России

Бытовой фактор: последствия «вирусного кризиса» для коммунального комплекса России

© iStock

Несмотря на то, что масштаб и характер последствий пандемии коронавируса для каждой отрасли экономики индивидуален, стратегии государства и бизнеса в любой сфере деятельности будут корректироваться. Не останется «за кадром» этих трансформаций и сфера коммунальных услуг. О том, какие процессы будут происходить в этой отрасли, рассуждает директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.

Учитывая высокую значимость отраслей коммунального комплекса для жизнеобеспечения граждан, а также значительный объем государственного воздействия на данные отрасли, выработку антикризисных мер в коммунальном комплексе нельзя откладывать «в долгий ящик». При этом для коммунальной сферы вряд ли возможен универсальный «антикризисный рецепт»: ситуация на предприятиях слишком неоднородна.

В отличие от многих отраслей экономики, коммунальная сфера характеризуется устойчивым спросом в бытовом секторе. При этом режим самоизоляции неизбежно приведет к росту потребления коммунальных ресурсов населением. С другой стороны, можно ожидать существенного падения «коммерческого» потребления, что скажется на снижении доходов ресурсоснабжающих организаций. Снижение спроса в малой степени отразится на уровне расходов: для инфраструктуры характерна доминирующая доля условно-постоянных затрат. Временная отмена штрафных санкций за несвоевременную оплату коммунальных услуг гражданами на фоне снижения их доходов приведет к росту неплатежей и потребует привлечения дополнительных кредитных ресурсов, которые станут менее доступными, учитывая общую экономическую конъюнктуру.

© iStock

Менее ощутимым, но все-таки актуальным фактором динамики издержек станут дополнительные расходы, связанные с обеспечением безопасности и здоровья персонала на рабочих местах (инфраструктурные организации в силу важнейшей жизнеобеспечивающей функции продолжают работу и в нерабочие недели).

Перечисленные факторы в той или иной степени затронут все инфраструктурные организации. Однако степень их влияния и последствия будут определяться тремя основными особенностями: соотношением «бытового» и «коммерческого» спроса в структуре отпуска товаров и услуг, созданным ранее «запасом» финансовой устойчивости и соотношением «эксплуатационной» и «инвестиционной» составляющих отпускных цен. Наибольшие потери в доходах понесут организации со значительной долей «коммерческого» спроса. Последствия же потери доходов и финансовой устойчивости могут оказаться фатальными для организаций, у которых в структуре цен (тарифов) доминирует «эксплуатационная» составляющая.

В этой связи наиболее уязвимыми остаются организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обслуживающие малые и средние населенные пункты: как правило, инвестиционная составляющая тарифов данных компаний (сумма амортизации и прибыли, учитываемой при расчете регулируемых тарифов) невелика. Здесь даже полная остановка инвестиционных процессов в случае неплатежей не позволит обойтись без привлечения кредитов для оплаты топлива и энергии, выплаты заработной платы, проведения капитального ремонта. Доступ к заемным средствам для таких компаний и в докризисных условиях зачастую был затруднен из-за неудовлетворительного финансового состояния.

Крупные потери понесут и энергетики, и «коммунальщики» в больших городах

Но у этих компаний традиционно существует возможность «маневра» за счет пересмотра инвестиционных планов. И заемные средства для них более доступны (в сравнении с малыми организациями коммунального комплекса).

Последствия сложившейся ситуации, очевидно, скажутся и на потребителях, и на бюджетных расходах.

При развитии событий по негативному сценарию может произойти срыв подготовки к отопительному сезону 2020-2021 гг. и повышение аварийности коммунальных систем в 2021 году. Чтобы не допустить этого сценария, важно уже сейчас «мониторить» ситуацию с обеспеченностью финансовыми ресурсами малых и средних предприятий на выполнение регламентных ремонтных работ. В случае наличия проблем – необходимо принимать решения о бюджетной поддержке или о содействии в привлечении заемных средств.

Также надо быть готовым к тому, что отдельные эксплуатирующие организации окажутся не в состоянии надлежащим образом исполнять свои функции. В этой связи государству важно предусмотреть механизмы, которые обеспечат переход инфраструктуры от таких владельцев в эксплуатацию более устойчивых и не менее квалифицированных ресурсоснабжающих организаций. Даже в докризисных условиях характерной особенностью коммунального комплекса является низкая заинтересованность стратегических инвесторов в развитии «депрессивной» инфраструктуры, прецеденты ежегодной смены ее владельцев, сопровождающейся недовыполнением регламентных ремонтных работ, предусмотренных тарифами.

© iStock

Если не менять действующую систему гарантирования инвестиций в коммунальной сфере, ситуация может обернуться ухудшением состояния инфраструктуры и нерациональным использованием финансовых ресурсов.

К «отложенным» последствиям текущего кризиса можно отнести необходимость последующей компенсации потерь ресурсоснабжающих организаций: действующее законодательство предполагает компенсацию потери доходов и роста расходов, вызванных объективными факторами, в тарифах последующих лет. Закрепленная действующими нормативными актами конструкция предполагает, что потери доходов и рост расходов (в т.ч. на обслуживание заемных средств) 2020 года будут компенсироваться при установлении тарифов на 2022 год. Не исключено, что в законодательство будут внесены поправки, позволяющие учитывать «выпадающие доходы» уже при регулировании тарифов на 2021 год (такие проекты изменений уже анонсировались).

В условиях жесткой политики сдерживания тарифов на коммунальные услуги, практикуемой в последние годы, и снижения доходов населения сложно предположить полную компенсацию понесенных «потерь» через тарифы. И здесь «стартовые позиции» будут также отличаться для компаний, у которых в тарифах заложена инвестиционная составляющая, и у которых она отсутствует. Оперативная корректировка инвестиционных планов первой группы компаний может частично компенсировать объем «обязательств» регуляторов по учету понесенных потерь в последующих периодах. Во втором же случае некомпенсированные ростом тарифов «разницы» законно могут быть предъявлены региональным бюджетам в качестве «выпадающих доходов от тарифного регулирования».

Резюмируя изложенное, для минимизации влияния текущего кризиса на состояние важнейших систем жизнеобеспечения, представляется необходимым комплекс мер, включающий:

  • оперативный мониторинг финансовой обеспеченности ресурсоснабжающих организаций (с акцентом на малые и средние предприятия) и (при необходимости) поддержка кредитования, а также прямая бюджетная поддержка для обеспечения выполнения минимально необходимых ремонтных работ,
  • донастройка правовых механизмов учета в тарифах выпадающих доходов и незапланированных расходов, позволяющая регуляторам более взвешенно реагировать на оперативную корректировку инвестиционных планов компаний и избежать «тарифных скачков» в среднесрочной перспективе,
  • принятие решений, обеспечивающих экономическую заинтересованность сильнейших представителей отрасли в консолидации инфраструктурных объектов «депрессивных» территорий.

В 1995 в структуре ВШЭ на базе Научно-исследовательского института цен при Минэкономики России начал свою работу Центр проблем ценообразования и регулирования естественных монополий. Спустя год Центр был преобразован в Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий. С 1 апреля 2020 года на основании решения ученого совета ВШЭ он переименован в Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей.

Переименование института фактически отражает то, чем он занимается сегодня - комплексным научным и экспертным обеспечением государственного регулирования инфраструктурных отраслей. «За последнее время мы накопили достаточные знания и опыт для того, чтобы быть более активными в решении такого рода задач, - говорит Илья Долматов. - Вся деятельность института направлена на содействие рыночным преобразованиям на рынках топливно-энергетических ресурсов и выстраивание эффективной системы регулирования ключевых инфраструктурных отраслей».

Основные сферы деятельности Института – это электроэнергетика, нефтегазовый комплекс, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, железнодорожный транспорт. Институт реализует различные проекты, начиная от судебных экспертиз (с 2011 года выполнено более 130 судебных экспертиз, которые легли в основу решения судов), заканчивая масштабными исследовательскими проектами, направленными на решение социально-экономических задач развития страны и повышение конкурентоспособности экономики. «Мы дорожим своей репутацией, качество выполнения работ и независимость исследований - ключевые факторы нашей конкурентоспособности», - подчеркивает Илья Долматов.

Институт привлекает студентов к работе над научно-исследовательскими и прикладными проектами через Ярмарку проектов. В рамках работы с молодыми кадрами в ближайших планах у нас запуск «Клуба исследователей проблем энергетики», цель которого – знакомить студентов с реальными полезными для изучения кейсами. В ближайших планах - укрепление кадрового состава, в том числе с использованием механизмов Вышки по привлечению российских и зарубежных специалистов, академическое развитие - подготовка научных публикаций, участие в конкурсах по созданию международной лаборатории, развитие исследовательских коопераций с компаниями и ведущими научными центрами.