• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образованию нужно перейти из XIX в XXI век

Завершилась первая встреча руководителей центров изучения образования, работающих в составе ведущих исследовательских университетов мира. Вместе с представителем ОЭСР они обсудили в Учебном центре ВШЭ в Пушкине, как должны развиваться такие подразделения университетов, чтобы отвечать на глобальные вызовы, встающие перед сферой образования.

Встреча состоялась по инициативе Института образования Высшей школы экономики и Высшей школы образования Пекинского университета. В ней приняли участие 22 бывших и нынешних декана от 19 ведущих университетов из 14 стран с пяти континентов (подробнее об участниках). Планируется, что такие встречи будут проходить регулярно. Следующий саммит деканов пройдет в Пекине в 2017 году.

Участники саммита договорились сформировать сеть центров изучения образования со всего мира, где будет возможен обмен профессорами и аспирантами, стимуляция совместных дискуссии и исследований. Это позволит вырабатывать глобальную повестку исследований и новых направлений подготовки в сфере образования.

Развитие образования имеет общие тенденции во всем мире — повышение доступности, внедрение дистанционных форм, технологизация, подстройка под изменение запросов рынка труда. Объединить опыт ведущих центров изучения образования всего мира и масштабировать успешные практики в таких условиях — важнейшая задача. Участники семинара надеются, что созданная ими сеть успешно справится с этой задачей.

Мы спросили участников семинара о ключевых вызовах, стоящих сейчас перед сферой образования.

 

Эндрю Браун, директор Института образования Университетского колледжа Лондона

Одна из ключевых проблем в образовании будет связана с меняющейся природой работы и, как следствие, рынка труда. Стоит вопрос, как подготовить людей к новым реалиям, когда рынок труда распадается на две большие части — в одной есть спрос на высококвалифицированных сотрудников, другую составляют рутинные стандартные задания. Середина — там, где был бы спрос на людей с навыками и знаниями среднего уровня — практически отсутствует. Нам необходимо понять, как мы можем обеспечить успешность студентов в современной ситуации, ситуации нестабильности, когда люди работают над разными проектами в разных местах. Как подготовить людей к такому типу рабочей среды?

Другая задача — использование технологий студентами и преподавателями. Как подготовить людей к технологически насыщенной среде и как наилучшим образом использовать современные технологии в образовании? Как следует изменить саму суть образования в ответ на смену типов необходимого знания и навыков? Готовы ли сами преподаватели познакомить своих студентов с технологически насыщенным миром? Как должна строиться подготовка преподавателей, чтобы они могли потом передавать это знание студентам? Все это имеет прямое отношение к навыкам XXI века — необходимо определить, какие именно навыки необходимы и как их лучше развивать.

Мне также кажутся важными вопросы доступа к производству знаний. Если мы сейчас живем в экономике знаний, то кто создает это новое знание, как оно создается, как мы можем подготовить людей к пониманию принципов производства знания? Бессмысленно передавать людям знание как некий готовый товар. Такое знание — скоропортящееся. Если у человека есть полезное знание, а ситуация меняется, то знание устаревает и необходимо производить новое знание в новой обстановке.

Разнообразие — это еще один вызов. Имеется в виду разнообразие классовое, культурное, экономическое, географическое и так далее. В условиях растущего многообразия общества необходимо обеспечить равные возможности для всех. Как подготовить людей к жизни в многообразном обществе? Этот вопрос стоит перед всеми.

 

Артур Левин, президент Фонда Вудро Вильсона и бывший президент Teachers College Колумбийского университета

Мы живем в переходный период. Это время серьезных демографических, экономических и технологических изменений во всем мире. Перед нами стоит задача воспитать наших детей для нового общества, нового мира.

На повестке дня стоят вопросы, которые решались еще в эпоху развития индустриального общества, во многих странах мы их еще не решили. Нам не удалось сделать образование доступным для самых бедных детей, мы не можем обеспечить равные возможности для них ни в плане мобильности, ни с точки зрения их будущего. Перед нами всегда стоит эта цель и нам еще предстоит достичь её. Проблема будет только обостряться на фоне изменений, происходящих в мире. А теперь перед нами новый вызов — подготовить студентов, школьников к жизни в эпоху перемен, к тому, что их мир будет отличен от мира, в котором жили их учителя и родители. Что касается непосредственно образования, нужно решить масштабные проблемы, касающиеся стоимости, эффективности, стандартов образования, которые определяют его результативность. 

Есть несколько факторов, которые имеют определяющее значение для их решения. Во-первых, это сильная исследовательская база: необходимо понимать масштабы проблемы, чтобы найти эффективные пути решения. Во-вторых, это человеческий капитал — нам нужны люди, которые, хотят работать в области образования. В некоторых странах работа учителя не очень престижное занятие. Нам нужно привлекать к работе профессионалов на всех уровнях. В-третьих, нам нужны деньги. Все эти ресурсы не появляются из ниоткуда. В-четвертых, нам нужно развивать научное сообщество. Если мы собираемся как-то улучшить ситуацию в образовании, нам надо привлекать заинтересованных людей, практиков и людей, которые их готовят.

 

Дирк Ван Дамм, начальник отдела в Управлении по образованию и навыкам ОЭСР

Основная цель этой встречи в том, чтобы понять, как мы можем укрепить позиции образовательных учреждений, улучшить качество исследований в области образования, развить международную сеть научных и образовательных сообществ. Я убежден, что мы сможем улучшить ситуацию в образовании путем повышения качества научных исследований и сотрудничества между образовательными учреждениями. Наши наработки сильно устарели, можно даже сказать, что мы все еще живем в XIX веке в плане технологий образования. Перед нами стоит множество проблем в области образования и подготовки учителей, так что нам необходимо объединить наши усилия, знания и опыт, чтобы добиться хороших результатов.

На этом саммите мы лишь подняли некоторые проблемы, лежащие на поверхности, поэтому я не рискну делать далекоидущие выводы, ведь эта встреча может быть лишь началом целой серии мероприятий. Здесь собрались сотрудники ведущих образовательных учреждений мира, и у нас появилась возможность шаг за шагом определить ключевые вопросы, требующие решения. Это длительный процесс, поэтому давайте пока не будем пытаться решить проблемы, которые мы еще не определили.

 

Патриция Грэхам, почетный профессор истории образования Гарвардского университета

Я могу говорить только о ситуации, сложившейся в США. Мы стремимся к тому, чтобы все наши дети получили отличное образование. Сейчас многие из них уже получают очень хорошее образование, однако есть группа детей из малообеспеченных семей, у которых меньше возможностей по сравнению с богатыми сверстниками. И мы должны исправить сложившуюся ситуацию. В США существует огромная разница в средствах, которые семьи разного достатка тратят на образование детей. Богатые обеспечивают отличную образовательную базу для своих детей. Бедные же семьи не в состоянии тратить на это много денег.

Более того, дети из обеспеченных семей, как правило, живут в районах с развитой инфраструктурой, включающей в себя библиотеки, музеи, спортивные сооружения и многое другое. У детей, живущих в бедных районах, ситуация обратная. Важно заинтересовать ребенка, помочь ему понять, что ему интересно изучать, будь то искусство, научные эксперименты, спорт… Но у каждого ребёнка должна быть возможность выбрать занятие, помимо тех, что преподаются в школе, которое будет способствовать его интеллектуальному развитию. Для решения этих задач нужен целый комплекс мер со стороны семьи, общества и государства (местные, региональные и федеральные ресурсы). 

 

Исак Фрумин, Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

Три ключевых вызова определят лицо образования в будущем. Именно о них должны думать политики и управленцы.

Во-первых, это расширение образования на всех уровнях, в том числе превращение высшего образования в универсальное. Это означает, что нашей задачей будет доучивание тех, кто не имеет достаточной мотивации или достаточной подготовки. Это потребует усиления мотивации, формирования практики «дотягивания», «второго шанса». Уже сегодня в Финляндии индивидуальную поддержку в преодолении трудностей в обучении получает 30% школьников. Эта доля будет расти.

Во-вторых, растущее неравенство, связанное с ростом сферы внешкольного и вообще негосударственного образования, со сферой edutainment. Именно там формируются «мягкие навыки», играющие столь важную роль в будущем жизненном успехе. Малообразованные и бедные семьи не имеют не только финансовых, но и культурных ресурсов, чтобы пользоваться этой сферой. Таким образом, обогащение образовательных возможностей приводит к росту неравенства.

В-третьих, технологическая революция не только высвечивает невероятную нетехнологичность образования (по сравнению со здравоохранением, например), но и формирует культурный разрыв между поколениями, когда старшие поколения оказываются реально более отсталыми и слабыми во взаимодействии с новой технологической средой, чем молодежь.