• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа молодых ученых: студентки ВШЭ изучили опасные природные процессы в горах

Школа молодых ученых: студентки ВШЭ изучили опасные природные процессы в горах

Фото: факультет географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ / ВКонтакте

Недавно в городе Озургети (Грузия) состоялась международная Школа молодых ученых Third Caucasus Summer School, собравшая два десятка студентов из разных стран: Великобритании, Ирана, Армении, Грузии, Азербайджана, Турции и России. Основная задача, которая стояла перед ними, — проанализировать опасные природные процессы в горах и определить их влияние на развитие местного туризма.

Нашу страну представляли студентки образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» НИУ ВШЭ Виктория Кабанова (3-й курс) и Анастасия Шинкарик (4-й курс), а также студент МГУ им. М.В. Ломоносова.

Анастасия Шинкарик

Узнав о школе от своего научного руководителя в Вышке, девушки сразу приняли решение подавать заявку. «У нас есть группа, в которой преподаватели делятся информацией о предстоящих интересных мероприятиях сферы ГИС, ДЗЗ и других смежных областей, — говорит Анастасия Шинкарик. — Одним из таких мероприятий и оказалась Школа молодых ученых в Грузии». Чтобы стать участником Third Caucasus Summer School, необходимо было написать мотивационное письмо, заполнить анкету, показав знание разных видов компьютерных программ, приложить рекомендацию от научного руководителя и сертификат о знании английского языка.

Участники школы изучали опасные природные процессы в горах, чтобы определить, как они влияют на развитие туризма в конкретной местности. На протяжении недели студенты трудились над групповыми проектами, а в последний день представили результаты.

Виктория Кабанова

В рамках школы молодые ученые также посещали лекции и мастер-классы от ведущих специалистов в области геоданных. «Эта часть делилась на два больших блока, — рассказала Виктория Кабанова. — Первым шел блок по изучению опасных природных процессов в горных районах. Нам также показывали методы картографирования и идентифицирования их на основе различных данных. Вторым блоком шло знакомство с туристическим менеджментом в горных районах».

«Как известно, с точки зрения природных катаклизмов территория Грузии принадлежит к числу наиболее опасных регионов мира. В качестве итогового проекта нам было предложено идентифицировать местоположение и природу опасных процессов. Наша команда работала с территорией, на которой по данным дистанционного зондирования дешифруются остатки прошедшего селевого потока», — рассказала Анастасия.

Особенностью школы в Грузии стал турнир по географическому ориентированию на местности — GeoQuest. «Мы пытались найти определенные точки, изучая предоставленные данные, — вспоминает Виктория. — Нам выдали шесть заданий, в каждом из которых были зашифрованы объекты в Озургети. Каждый из них мы искали по координатам, по космическому снимку, по историческому описанию и так далее».

В ходе исследований студенты проводили камеральную обработку данных, которая включает в себя дешифрирование космических снимков, изучение цифровых моделей рельефа и картографирование опасных процессов на исследуемой территории. Участники показывали навыки работы с ГИС-пакетами и данными дистанционного зондирования Земли.

«С помощью топографических карт, мультивременных изображений разных спутниковых систем 1972–2023 годов нам удалось проследить динамику и спрогнозировать потенциально опасные территории», — заключила Анастасия.