• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я веду занятия достаточно неформально»

В апреле в Высшей школе экономики побывал профессор Болонского университета Лучио Пиччи. Он провел несколько занятий для студентов и преподавателей кафедры публичной политики, а также участвовал в Апрельской конференции ВШЭ. О своих впечатлениях профессор Пиччи рассказал в интервью новостной службе портала.

— Профессор Пиччи, вы не первый раз приезжаете в Высшую школу экономики…

— Действительно, мой визит сюда — это продолжение взаимодействия, которое мы начали несколько лет назад, когда между Болонским университетом и ВШЭ было подписано соглашение о сотрудничестве. Это соглашение имеет смысл только в том случае, если мы прикладываем усилия к его практической реализации, чем мы и занимаемся, причем по нескольким фронтам. Во-первых, по преподавательской линии — в Вышку приезжали и вели здесь занятия четыре профессора из Болоньи, а четыре преподавателя ВШЭ, в свою очередь, вели занятия в Болонском университете. Мы пытаемся, шаг за шагом, выработать общие подходы к преподаванию.

— Как этого можно достичь?

— Приведу конкретный пример. В свой нынешний визит я читал студентам кафедры публичной политики ВШЭ часть курса, который обычно ведет заместитель заведующего кафедрой Дмитрий Зайцев. А в ноябре уже Дмитрий приедет в Болонский университет и проведет несколько занятий с моими студентами по моим учебным материалам. Это очень полезный опыт, который, я уверен, поможет нам обоим лучше работать. У нас разные навыки и приемы преподавания, и увидеть то, чем ты занимаешься, другими глазами всегда очень интересно. Получается своего рода взаимная экспертиза наших курсов, а это может быть первым шагом к их взаимному признанию, без чего невозможно создание магистерской программы двойных дипломов — это наша долгосрочная цель.

— Что для вас как для преподавателя оказалось самой сложной задачей?

Если бы мы были в США, все было бы проще, там количественные методы достаточно широко применяются в общественных науках. А вот в Италии, как и в России, использование количественных методов за пределами экономики не так уж распространено.

— Найти правильный подход к преподаванию количественных методов студентам-политологам. Если бы мы были в США, все было бы проще, там количественные методы достаточно широко применяются в общественных науках. А вот в Италии, как и в России, использование количественных методов за пределами экономики не так уж распространено. И для итальянских, и для российских преподавателей это большой вызов, и, обмениваясь опытом, мы могли бы найти лучшие решения этой проблемы. Важно понимать все возможности количественных измерений в нашей сфере, а также и их ограничения. С этой целью здесь в Вышке мы провели специальный семинар, который по-русски назывался «повышением квалификации», но я с таким названием не согласен. Я российских коллег не могу ничему «научить» в строгом смысле этого слова, а мы можем только обменяться точками зрения и некоторыми соображениями, но это и есть самое ценное.

— Легко ли вам было найти общий язык с российскими студентами? Насколько формализованной должна, по вашему мнению, быть культура общения преподавателя и студента?

— Это сильно зависит и от университетских традиций, и от конкретного преподавателя. Я получал свою PhD-степень в США и даже там сталкивался с самым разным уровнем формализма. Скажем, на западном побережье никого не удивит, если преподаватель придет на занятия в сланцах и шортах, а на восточном побережье ситуация другая. Я веду занятия достаточно неформально и открыт к общению со студентами. Больше здесь зависит не от меня, а от размеров группы, которой я преподаю. Если группа небольшая, я могу принимать от студентов много вопросов. Если она большая, я вынужден количество вопросов ограничить. Группа, с которой я занимался в ВШЭ, состояла примерно из пятнадцати студентов. В начале занятия я сказал им, что, если у них появятся вопросы, они могут остановить меня в любой момент и задать их. На мой взгляд, наше общение получилось очень продуктивным.

— В каких еще направлениях вы планируете развивать сотрудничество с Вышкой?

— Кроме преподавания, очень важно взаимодействовать в сфере научных исследований. Нынешний мой приезд имел и вторую цель, я впервые участвовал в Апрельской международной научной конференции ВШЭ, представлял доклад по мягкому праву и репутационным стимулам на секции «Политические процессы». Чтобы запускать совместные исследовательские проекты, нужно познакомиться с коллегами, с их работами, их взглядами на проблемы, которые вас интересуют. Участие в конференции — один из способов такого знакомства, но и помимо конференции мы стараемся шаг за шагом двигаться в этом направлении.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Политаналитики пяти континентов обсудили, как устроена публичная политика

В Высшей школе экономики прошла Международная научная конференция «Analytical communities in Policy Advisory Systems at Global and Local Level: Comparative Analysis of Policy Impact» («Аналитические сообщества в консультативных системах принятия политических решений на глобальном и локальном уровнях»).

ВШЭ и Болонский университет подписали новый договор о программе двойных дипломов

Слушатели магистерской программы ВШЭ «Политический анализ и публичная политика», отучившиеся не менее семестра в Болонском университете и успешно защитившие диссертацию, смогут получить дипломы обоих университетов. Аналогичная возможность появится у итальянских студентов, которые в течение семестра или года будут учиться в Вышке.

Главные редакторы международных научных журналов выступят на конференции в ВШЭ

28 мая в рамках международной конференции «Analytical communities in policy advisory systems at global and local level: comparative analysis of policy impact» будет проведена специальная, «журнальная» сессия. Редакторы четырех известных международных журналов по публичной политике расскажут о процедурах отбора статей и о том, каким должен быть научный текст, чтобы иметь шансы быть опубликованным в хорошем журнале.

Профессор ВШЭ стала членом редсовета журнала по проблемам публичной политики

Заведующая кафедрой публичной политики ВШЭ Нина Беляева вошла в редакционный совет рецензируемого научного журнала по сравнительному анализу публичной политики «Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice».

«Что больше всего привлекает — полная свобода»

Екатерина Бодягина изучала журналистику бакалавриате ВШЭ, поступила на магистерскую программу «Политический анализ и публичная политика», а сейчас проходит стажировку в Берлинском университете имени Гумбольдта. О своей учебе она рассказала порталу Theory&Practice.

Граждане захватывают город

Все лето по понедельникам профессора Высшей школы экономики выступают с открытыми лекциями в Парке Горького. 17 июня с лекцией «Политика площадей» выступил заместитель декана факультета прикладной политологии ВШЭ Сергей Медведев*.

Публичная политика сильна дебатами

В Подмосковье прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры кафедры публичной политики ВШЭ.

Публичная политика: зимняя школа на английском

27 января в Подмосковье открылась организованная кафедрой публичной политики ВШЭ международная зимняя школа, на которую собрались абитуриенты магистерской программы «Политический анализ и публичная политика». О школе рассказывают ее организаторы и участники.

Бе­ляева Н.Ю. Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики. М.: Россий­ская ассоциация политической науки, 2012

Книга представляет результаты очередного исследовательского этапа работы коллектива кафедры публичной политики НИУ ВШЭ и Исследовательского комитета по публичной политике РАПН.

Эксперты ВШЭ стали участниками конференции ECPR

В апреле в бельгийском Антверпене состоялась 40-я конференция «совместных сессий» Европейского консорциума политических исследований (ECPR), членом которого является НИУ ВШЭ. Комментарии и впечатления участников конференции.