• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование НИУ ВШЭ: как онлайн-образование помогает достичь карьерных целей

Исследование НИУ ВШЭ: как онлайн-образование помогает достичь карьерных целей

© iStock

НИУ ВШЭ провел независимое исследование оценки эффективности онлайн-образования. Исследователи из Вышки разработали методологию, с помощью которой проанализировали достижение образовательных целей пользователями онлайн-курсов. Исследование охватило выпускников Skillbox 12 наиболее востребованных IT-специальностей. Согласно результатам, 93% опрошенных считают, что онлайн-образование помогло им реализовать поставленную карьерную цель.

84% пользователей из числа нашедших работу заняты по специальности, которую изучали на образовательной платформе. 85% из трудоустроившихся нашли работу в течение 3 месяцев после завершения курсов, причем 55% достигли этого еще в процессе обучения. Заработная плата у выпускников, нашедших работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% за полгода после завершения обучения.

Цели прохождения онлайн-курсов

В ходе опроса респондентов выяснилось, что основная цель обучения россиян на цифровых образовательных платформах — найти работу в новой профессии: так ответили 66% анкетируемых.

Skillbox — образовательная платформа, объединяющая ведущих экспертов и практиков рынка, методистов и продюсеров образовательного контента. Платформа была запущена в 2016 году и на сегодняшний день предлагает более 780 образовательных продуктов: курсов дополнительного профессионального образования по разным направлениям, комплексных программ по обучению новым и востребованным профессиям, онлайн-программы высшего и бизнес-образования вместе с крупнейшими университетами страны и корпоративное обучение для бизнеса. Также в компании есть Центр развития карьеры с программами трудоустройства, площадка для вебинаров и Лекторий.

13% начали обучение, чтобы улучшить навыки для работы на фрилансе. 7% хотели найти другую работу, оставаясь в текущей профессии, а 6% — получить новые знания и навыки для развития собственного проекта или бизнеса. Остальные цели обучения, например получить повышение или перейти на смежную должность, оказались менее распространенными (менее 7%).

Достижение целей обучения

 Объективная оценка (факт, по данным пользователей и аналитиков)

К моменту опроса 73% выпускников образовательных программ достигли поставленных карьерных целей, в пределах полугода доля достигших целей составила 65%.

Среди тех, кто хотел найти работу в новой профессии и начал ее поиски, 70% нашли работу к моменту опроса, 65% — в течение полугода после завершения обучения. Большинство (84%) из числа нашедших работу нашли ее по специальности, которую изучали на образовательной платформе.

При этом 85% из числа трудоустроившихся по найму нашли работу в течение 3 месяцев после завершения курсов, тогда как 55% достигли этого еще в процессе обучения. Только 7% выпускников потребовалось более полугода, чтобы найти новую работу по найму. 78% респондентов в момент опроса продолжали работать в тех компаниях, в которые они трудоустроились в момент обучения или после.

69% выпускников отметили, что в пределах полугода после обучения начали применять новые знания и навыки, полученные в процессе обучения, в работе на фрилансе. 85% респондентов использовали полученные навыки для развития собственного бизнеса. 76% выпускников, ставивших целью улучшить рабочий процесс на текущей работе, отметили, что получили новые задачи и проекты в пределах полугода после завершения обучения.

 Субъективная оценка (восприятие пользователями изменений в карьере)

При оценке карьерных изменений, которые произошли с выпускниками после обучения, было выявлено, что 74% анкетируемых стали чувствовать себя увереннее, выполняя рабочие обязанности. У 78% прибавилось интересных обязанностей, задач и проектов. 67% отметили, что используют на работе знания и навыки, полученные в процессе обучения, а также ощущают себя частью сообщества людей из профессии, которую они осваивали. 93% опрошенных считают, что обучение на образовательной платформе помогло им реализовать поставленную карьерную цель.

Изменения в заработке у выпускников, достигших целей обучения

Заработная плата выпускников образовательной платформы, которые сменили профессию, повысилась: в среднем при переходе на новую работу их доход стал выше на 22%, а спустя полгода после обучения — на 38%. У тех, кто достиг иной цели обучения (например, увеличения производительности на работе, смены должности или повышения), рост заработной платы через полгода после обучения составил в среднем 16%.

Увеличение доходов выпускников происходило вне зависимости от пола, возраста и профиля высшего образования. Различия определялись тем, какой образовательный трек проходили учащиеся на платформе, а также местом жительства опрошенных. Наибольший прирост был выявлен среди респондентов, проживающих не в столичных городах. При этом прирост дохода у выпускников без высшего образования значительно выше по сравнению с теми, у кого оно есть (76% против 33%). То же касается и имевших ранее опыт работы в IT (70% против 35%).

Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования среди пользователей, прошедших 12 образовательных программ Skillbox по популярным направлениям обучения: программирование, маркетинг, дизайн (например, таких программ, как «Java-разработчик c нуля (+ командный проект по Java-разработке)», «Графический дизайнер с нуля 2.0», «Интернет-маркетолог с нуля 2020» и другим).

База респондентов составила более 1000 человек в России и за рубежом, проходивших обучение в Skillbox в период с 1 февраля 2020 года по 31 октября 2021 года (с момента завершения обучения до начала исследования прошло от 8 до 26 месяцев).

Большинство респондентов (66%) — в возрасте от 26 до 40 лет. 78% имеют высшее образование (диплом бакалавра/специалиста, магистра и/или ученую степень). Около половины (47%) имеют образование по инженерным или техническим наукам, около четверти (28%) — в области гуманитарных наук. Около половины (55%) выпускников проживают в крупных городах РФ с населением от 1 млн человек.

Сбор данных, их обработка и подготовка отчета производились в НИУ ВШЭ.