• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Самоорганизация и комплексный подход к исследованиям: завершилась практика у студентов-географов ВШЭ

Самоорганизация и комплексный подход к исследованиям: завершилась практика у студентов-географов ВШЭ

© Высшая школа экономики

Каждое лето студенты Вышки, обучающиеся на разных программах, получают возможность в реальных условиях познакомиться с работой по своей специальности. Второкурсники ОП «География глобальных изменений и геоинформационные технологии» проходили практику по направлению «Геоинформационные технологии и пространственное моделирование». Практика длилась 24 дня, 17 из них учащиеся провели в полях.

12 студентов программы провели полевые исследования по пространственно-временному анализу скорости природно-антропогенных процессов в долине Среднего и Нижнего Дона. Практика проходила на правобережье Цимлянского водохранилища и в юго-восточной части массива Арчединско-Донских песков — одной из самых северных пустынь России.

За это время студенты освоили новые для них методы съемок: мультиспектральная съемка с БПЛА, наземное лазерное сканирование, наземная тепловизионная съемка. Они также составили продолжительную временную серию исторических карт и архивных аэрокосмических снимков, научились выявлять и интерпретировать изменения, строить прогностические пространственные модели.

Наталья Тельнова

Старший преподаватель факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Наталья Тельнова отметила высокий уровень самоорганизации студентов, эффективную координацию полевой и камеральной работы внутри тематических бригад и в группе в целом. «Мы с коллегами впечатлились объемом и качеством представленных результатов, а также комплексным географическим подходом к разноплановым исследованиям. Всего этого студенты достигли благодаря своим слаженным действиям, — говорит Наталья Тельнова. — У меня остались самые благоприятные впечатления от совместной научной работы с молодыми коллегами. Эта группа — сложившееся научное студенческое общество с искренней любовью к территориям и объектам исследования, постоянным стремлением к научному поиску».

После обработки, анализа и интерпретации полученных полевых данных студенты разработали содержание и оформление серии крупномасштабных тематических карт для всех районов исследования. Подготовленные в ходе практики временные серии архивных топографических карт и материалов дистанционного зондирования позволили провести пространственный анализ интенсивности современных эоловых процессов и закрепления песков растительностью на юго-восточной периферии Арчединско-Донского массива за последние 80 лет. Кроме того, они смогли определить тенденции развития эрозионных, склоновых и береговых процессов на участке побережья Цимлянск — ст. Хорошевская и в пределах крупной балочной системы «Потайная» в зависимости от трансформаций структуры использования земель и изменения уровня Цимлянского водохранилища с момента его создания.

«Перед полевым этапом мы начали работу над текстом и занимались подготовкой материалов и данных — все это в дальнейшем пригодилось нам при работе на участках, — рассказывает второкурсник Олег Петров. — Практика мне понравилась тем, что мы прошли полный путь исследования неизвестного для нас объекта. Сначала ознакомились с ним, собрали и подготовили материалы. После этого выехали работать непосредственно на объекты, провели съемку с использованием большого количества разного оборудования. Одновременно с этим знакомились с объектами уже на местности». Проанализировав полученные материалы, студенты подготовили отчет, который потом защитили в Москве. И на всем этом пути им помогали преподаватели, организовавшие выезд на практику. Они же готовили нужные материалы и консультировали студентов на протяжении всей практики. «Главное, чему мы все научились, — это командная работа, — подчеркивает Олег Петров. — Это полезный навык, который особенно необходим в полевых условиях».

Студенты исследовали процесс формирования ключевых объектов территорий, их изменение во времени и нынешнее состояние, а также выдвинули предположения о будущих изменениях. «Прогнозирование, особенно с предложением конкретного плана действий, — важная часть и цель любого географического исследования. Мы лишь выдвинули предположения, как будут видоизменяться изучаемые объекты при сохранении нынешнего баланса между компонентами, для однозначных выводов у нас недостаточно информации, — объясняет второкурсница Анастасия Шинкарик. — Результаты проведенной работы и наборы полученных данных позволяют заложить стационары в некоторых пунктах наблюдения. Это важный шаг в построении и продлении временных рядов, необходимых для полноценного прогнозирования и планирования деятельности человека на этих территориях».

По результатам практики Анастасия Шинкарик подготовила сторимэп, которая знакомит с результатами исследования студентов.