• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Антикоррупционная лаборатория ВШЭ инициировала создание образовательного консорциума

Антикоррупционная лаборатория ВШЭ инициировала создание образовательного консорциума

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Это решение стало закономерным итогом Международной научно-практической конференции «Антикоррупционное образование и просвещение как приоритет национальной антикоррупционной политики». На встрече, которую Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики (ПУЛАП) провела с представителями российских вузов в декабре, обсуждались теоретические и практические аспекты современного антикоррупционного образования, возможности реализации задач, поставленных Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы.

Участники конференции пришли к единому мнению: реализация задач по развитию антикоррупционного образования и просвещения возможна совместными усилиями ведущих высших учебных заведений страны. Было принято решение создать открытую для присоединения Академическую коалицию ведущих российских вузов — НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Академическая коалиция займется выработкой комплексных подходов к организации и содержанию научно-образовательной деятельности по следующим направлениям:

 антикоррупционное образование и просвещение молодежи;

 антикоррупционная подготовка кадров для государственной и муниципальной службы и организаций государственного сектора;

 развитие антикоррупционного образования для коммерческого сектора;

 антикоррупционное образование для организаций некоммерческого сектора.

Участники Академической коалиции будут строить свою деятельность на основе следующих принципов:

  1. Разрабатывать согласованные подходы к содержательному наполнению образовательных программ антикоррупционного просвещения молодежи.
  2. Учитывать опыт формирования антикоррупционных образовательных программ ведущих российских вузов в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и организаций государственного сектора.
  3. Учитывать лучшие практики инновационных образовательных программ ведущих университетов и опыт ведущих компаний, осуществляющих деятельность на российском рынке, в сфере организации корпоративных программ по комплаенсу и этике и антикоррупционного и этического просвещения предпринимателей в области подготовки кадров для организаций коммерческого сектора.
  4. Уделять внимание включению соответствующих разделов в антикоррупционные программы вузов и программы дополнительного профессионального образования для представителей организаций некоммерческого сектора.
  5. Дополнить основные требования, предъявляемые к специалисту в области противодействия коррупции в проекте профессионального стандарта «Специалист в сфере предупреждения коррупции», разрабатываемого Минтрудом России, компетенциями в сфере антикоррупционного просвещения.
  6. Разработать комплексную концепцию специализированной магистерской программы «Антикоррупционная деятельность» на основе лучшего опыта ведущих российских вузов.
  7. В целях обеспечения научно-образовательной и методологической базы для антикоррупционного образования и просвещения проводить тщательный отбор, экспертную оценку и одобрение наиболее качественных антикоррупционных учебно-методических материалов (учебников и учебных пособий) с учетом опыта и авторитета авторов в профессиональной среде специалистов в сфере противодействия коррупции.
  8. В целях укрепления международного авторитета Российской Федерации проводить обобщение лучших российских практик, статистических и иных данных в сфере антикоррупционного образования и просвещения для последующего представления их на международных антикоррупционных мероприятиях и развития международного сотрудничества.
  9. Повышать доступность и качество антикоррупционного образования и просвещения, стимулировать развитие информационных ресурсов по антикоррупционной тематике и продвижение современных технологий цифровизации учебного процесса в антикоррупционной сфере.

Следует отметить, что достижение целей антикоррупционного образования и просвещения предполагает повышенные профессиональные и этические требования к субъектам такой деятельности, в связи с чем вхождение в Академическую коалицию обуславливает приверженность принципам этического лидерства и обеспечение профессиональной работы.

Дина Крылова

«Формат образования может быть разным, не со всеми подходами согласимся мы, но есть общие объединяющие моменты, вокруг которых расхождений не будет, — заявила заведующая ПУЛАП Дина Крылова. — Поэтому разработка общей антикоррупционной программы для вузов совместно с ведущими вузами могла бы стать интересным и полезным проектом».

Дмитрий Земцов

Как заметил проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов, «антикоррупционная деятельность — это та деятельность, в которую можно и нужно вовлекать студентов». «Есть такие проблемы, которые болят и которые важно решать на высоком научном уровне, как это принято в лучших университетах страны и мира и как это принято и в Вышке, — добавил он. — Поэтому я уверен, что ПУЛАП сможет выступить объединяющим началом и вместе с партнерскими университетами обеспечит высокий научный уровень совместной деятельности».

Директор Европейского учебного института МГИМО МИД России Тамара Шашихина отметила существующую разобщенность в подготовке кадров в области противодействия коррупции: «Сейчас существует множество разных образовательных платформ, созданных на базе разных университетов, и не каждый вуз готов давать бесплатный доступ к своей платформе. Поэтому было бы целесообразно создание единой национальной образовательной платформы, где размещались бы материалы, подготовленные вузами, лабораториями, исследовательскими командами. Для реализации этой идеи нужна рабочая группа».

Референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции Виталий Белинский обратил внимание на важность реализации раздела XII Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы о повышении эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов. Как подчеркнул Виталий Белинский, «образование играет основополагающую роль в борьбе против коррупции, поскольку оно делает коррупционное поведение социально неприемлемым».

Вам также может быть интересно:

«Пытались объяснить, как определять коррупционные мины»

На факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ прошла программа повышения квалификации для руководителей федеральных органов власти по антикоррупционной тематике. О ее итогах рассказывает декан факультета Алексей Барабашев.