• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая профессия: родом из средневековья

30 ноября прошел очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ГУ-ВШЭ. С докладом «Оформление новой профессии тьютора в российском образовании» выступила ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики Российской академии образования, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.

Хотя в мировой практике тьюторы могут гордиться нешуточной родословной своей профессии — корни ее в университетах средневековой Европы, для современной России тьюторство пока остаются малопонятным явлением. Лишь несколько лет назад тьюторы начали появляться в российских школах и вузах, и для многих по-прежнему неясно, чем они отличаются от научных руководителей, классных руководителей, просто учителей... И зачем нужна отдельная профессия для функций, с какими и так справляются многие педагогические работники?

Актуальность профессии тьютора, как следует из доклада, для нынешнего российского образования связана с тенденцией ухода из этой сферы академизма.

На протяжении нескольких десятилетий советское образование гордилось своей академической, фундаментальной направленностью. Сейчас же все чаще говорят о том, что в стремлении к фундаментальности знаний было потеряно нечто очень важное, а именно: практическая составляющая обучения.

Советская школа стремилась научить всех всему, причем основательно. Но ее выпускники, зачастую действительно много зная, мало что умели. Поэтому постепенно академизм стал все больше «вымываться» из школ и вузов, прикладные знания востребуются все больше и больше. На примере школ, работающих по методике Эльконина–Давыдова, Татьяна Ковалева демонстрирует эту тенденцию. Раньше для родителей было важно, что метод «развивающего обучения» формирует у детей теоретическое мышление. Сейчас последнее отнесено к сомнительным ценностям: «Родители хотят, чтобы дети не "имели теоретическое мышление", а много зарабатывали, достигали высокого качества жизни и были счастливы».

Уход академизма из образования — не российская, но общемировая тенденция. Этому способствует развитие новых средств массовой коммуникации, в особенности Интернета. Если раньше мир научного знания был строго огражден от «профанов», то сейчас ученым все сложнее поддерживать свою монополию на экспертное знание: благодаря открытости огромных объемов информации практически любой человек может создать у окружающих впечатление, что глубоко разбирается, по сути, в любой проблеме.

Возникает вопрос: как реагировать на это образовательному сообществу? Поддерживать академизм вопреки всему — с риском столкнуться с его невостребованностью? Или отказаться от академизма в принципе?

Наиболее разумен, полагает докладчик, третий путь: поддержки академизма в избранных учебных заведениях — лучших школах и лучших вузах. Именно здесь «самое место» тьютору, и именно он должен стать носителем ценности академизма в современном образовании.

Почти любой человеческий интерес обращен к той или иной научной области. Задача тьютора — выявить интерес учащегося и направить его в исследовательское русло, связать с соответствующей научной традицией. Элементы работы тьютора, как их представляет Татьяна Ковалева, следующие.

Во-первых, тьютор должен создать для «тьюторанта» (ученика, с которым он работает) «избыточную образовательную среду». Показать, с какими вопросами связана данная, обычно обширная, исследовательская область. Во-вторых, тьютор должен взять на себя роль «навигатора» в океане информации, показать все «рифы» и «отмели», то есть помочь в дальнейшем поиске информации и проведении исследований (если тьюторант собирается их проводить). В-третьих, это помощь в построении дальнейшей исследовательской и профессиональной стратегии тьюторанта — стратегирование. Тьютор должен помочь понять, что требуется для продолжительного научного поиска.

Тьютор, по мнению Татьяны Ковалевой, элитная профессия, тьюторов не должно быть много. По той же причине нет смысла обучать их на бакалаврских программах, это должны быть люди с магистерским образованием.

Дискуссантом на семинаре выступала доцент кафедры управления человеческими ресурсами факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Любовь Цой. Социологическое исследование, проведенное ею на материале сетевых дискуссий педагогов, выявило такие результаты. Во-первых, школьное сообщество не готово принять «в свои ряды» тьюторов. Учителя не понимают, кто это такие, зачем они нужны, и настроены по отношению к ним крайне враждебно. На тьюторов в лучшем случае готовы «свалить» классное руководство — обременительную и низкооплачиваемую обязанность. Само слово «тьютор» вызывает у учителей неприязнь и насмешки. «Не нужно нам никого, мы сами все знаем и сами справимся» — вот их позиция.

При этом можно предположить, что в работе тьюторов заинтересованы родители, которым хотелось бы, чтобы кто-то занимался «сопровождением» образования их детей. Но к родителям в школах мало прислушиваются, отмечает Любовь Цой. Вполне очевидно, что при таких настроениях, появись сейчас в школах тьюторы, встретят их там неласково.

В вузах настроения несколько иные. Там также не очень-то понимают, кто это такие, тьюторы, и зачем они нужны, однако «если велят — введем» — так звучит процитированное Любовью Цой наиболее характерное высказывание. В вузах настроены передать тьюторские функции кому-то из действующих преподавателей, а если необходимо, даже отправить кого-то на повышение квалификации, но «со стороны» никого не брать.

Основное число вопросов участников семинара вызвало определение профессии тьютора и уникальность его функций. Изначальное мнение Татьяны Ковалевой: тьютор — это «педагог». Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина настойчиво возражала: считать тьютора педагогом неправильно. Тьютор, по ее мнению, скорее «управленец», но никак не исключительно «педагог». Также у Абанкиной, как и у большинства участников семинара, изрядные сомнения вызвала уникальность функций тьютора, как определила их Татьяна Ковалева. Ведь все то же самое в вузе делает хороший научный руководитель. Кроме того, учителя в хороших школах, выполняя, например, проектные работы вместе с учениками, тоже выступают как тьюторы.

Татьяна Ковалева возразила, что в обязанности учителей выполнение тьюторских функций не входит, хотя фактически они и могут их выполнять. По ее мнению, между таким учителем и научным руководителем, с одной стороны, и тьютором — с другой, есть существенное различие. Для учителя (или научного руководителя) во главе угла деятельности — работа ученика, тогда как для тьютора — сам ученик и его интересы.

Впрочем, многим участникам семинара это различие показалось слишком тонким и субъективным, они были согласны с Ириной Абанкиной, что нельзя определять тьютора исключительно как педагога. Ведь получается, что харизматичный преподаватель математики, у которого половина класса идет на мехмат, является для своих учеников тьютором. Напротив, классический оксфордский тьютор, чья задача заключается главным образом в том, чтобы ввести младшего коллегу в специфический замкнутый мир университета, педагогом, скорее всего, не является.

По итогам дискуссии Татьяна Ковалева все же предложила заменить в своем определении тьютора вызвавший споры термин «педагог» на более широкое понятие «антропопрактик».

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

О сессии напомнит тьютор

В Высшей школе экономики и менеджмента Уральского федерального университета появились тьюторы — студенты-старшекурсники, которые помогают первокурсникам адаптироваться к университетской среде. Они объясняют, как не заблудиться в родном вузе, как пройти медосмотр и у какого преподавателя нельзя прогуливать лекции.

Человеческая версия университетской истории

24 апреля состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Антропологический подход к изучению истории российских университетов» выступила заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Елена Вишленкова.

Кризис дополнительного образования

10 апреля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ, на котором с докладом «Дополнительное образование школьников: первые итоги и перспективы исследования» выступил заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров.

Образование — «плавильный котел» наций?

7 февраля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ. С докладом на тему «Теоретический и политический контекст образования в многонациональном социуме (сравнительная характеристика)» выступил заведующий кафедрой Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Российской академии образования Александр Джуринский.

Больше часов на предмет — выше результаты ЕГЭ?

24 января состоялся первый в этом году семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ. С докладом на тему «Вклад профессиональных характеристик и практик учителей в результаты ЕГЭ» выступил старший научный сотрудник ИРО Андрей Захаров.

Медсестра с университетским дипломом

22 марта в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме возможного кризиса высшей школы в ближайшие годы. С докладом «Третичное образование в России в переходный период» выступил директор Исследовательского центра по изучению инфраструктурных отраслей Московской школы управления «Сколково», декан Monitor University (США) Алан М. Кэнтроу.

Университетский дух неравенства

15 марта в Высшей школе экономики прошел очередной семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме доступности обучения для детей из разных социальных групп во всем мире. С докладом «Равенство и развитие человеческого капитала: роль высшего образования» выступил координатор по Восточной Европе проектов в сфере высшего образования Всемирного банка Джамил Салми.

Почему Россия — не Финляндия

10 марта в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования (ИРО) и экспертной группы по подготовке предложений по актуальным проблемам Стратегии-2020 «Новая школа»: ключевые проблемы социализации детей и развитие образования в современной России».

Можно ли доверять студентам педвузов?

22 февраля на семинаре Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ с докладом «Качество педагогического образования в России (по результатам международного исследования по изучению педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS)» выступила директор Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (РАО) Галина Ковалева.