• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

Об этом сообщил профессор ВШЭ Николай Берзон на межрегиональной конференции «Институциональная среда формирования финансовой грамотности населения: координация деятельности федеральных и региональных субъектов развития», которая прошла в Высшей школе экономики. В ней приняли участие около 70 человек, в том числе региональные координаторы проекта, сотрудники региональных методических центров по финансовой грамотности. Перед ними выступили, в том числе, представители Минфина России и Центрального банка России.

Проект повышения финансовой грамотности реализуется консорциумом в составе НИУ ВШЭ (ведущий партнер), РАНХиГС и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Координирует проект Минфин России. В апреле 2016 года в ВШЭ был открыт Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, который организует повышение квалификации преподавателей и методистов из регионов. Те, в свою очередь, обучают учителей и преподавателей школ, лицеев и колледжей на местах. На всех этапах используются учебно-методические материалы, в том числе видео-лекции, разработанные Высшей школой экономики.

До конца следующего учебного года в 15 регионах планируется подготовить еще 4900 учителей. Как и раньше, они будут учиться по 72-часовым программам повышения квалификации, по окончании которых смогут вести занятия по финансовой грамотности в школах и техникумах. Занятия для детей проводятся или факультативно, или в рамках внеурочной деятельности, или в рамках основной общеобразовательной программы — например, в курсе обществознания.

Предполагается, что в 2017\18 учебном году к проекту присоединятся еще 26 регионов. Таким образом, будет охвачен 41 регион, где проживает более двух третей населения России. Будут открываться не только региональные центры, но и «хабы», обслуживающие сразу несколько близлежащих субъектов Федерации. По предложению Минфина России проект планируется продлить до 31 марта 2019 года.

По итогам международного исследования PISA–2015, измерявшего уровень финансовой грамотности 15-летних школьников, российские дети заняли 4-е место. Чтобы закрепить этот успех, финансовой грамотности в школах планируется уделять больше внимания. Совместными усилиями Центрального банка России, Минфина России и Минобрнауки России подготовлен проект Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы.

О своей работе рассказали участники конференции — региональные координаторы проекта.


Елена Кузьмина, Томская область

В нашем регионе детей учат финансовой грамотности с 2008 года — уже тогда мы поняли, что без повышения уровня финансовой культуры населения не обойтись. Позже присоединились к проекту Высшей школы экономики и к сегодняшнему дню обучили 280 педагогов. Они ведут в школах занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности, и их работа оплачивается из областного бюджета. Занятия детям нравятся, поскольку помогают социализироваться, узнать о таких темах, как, например, финансовое мошенничество. В следующем учебном году в проекте будут участвовать более двух третей школ региона.


 
Наталья Мартынова, Нижегородская область

За прошедший год в нашем регионе подготовлено 337 учителей финансовой грамотности. Освоить этот предмет может любой учитель вне зависимости от специализации — даже учителя ОБЖ или физкультуры, и к нам они тоже приходят. Мы их делим на проектные команды, и каждая команда создает методическую разработку по одной из тем — например, «Налоги» или «Семейный бюджет», причем разработка должна быть рассчитана на детей определенного возраста. Старших школьников особенно интересуют темы, связанные с виртуальными финансовыми ловушками, учащихся техникумов — тема кредитования.

Вам также может быть интересно:

В питерской Вышке объявили победителей Всероссийского конкурса для учителей «Финансовая перемена»

В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошла федеральная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех». В очном и онлайн формате в ней приняли участие более 3000 школьных учителей, педагогов дошкольных организаций, представителей высших учебных заведений и органов государственной власти из 76 регионов России, Беларуси и Приднестровья. В рамках форума состоялось подведение итогов финального этапа конкурса «Финансовая перемена» и объявление победителей — лучших педагогов-практиков.

«Чтобы быть успешным человеком, нужно обладать финансовой грамотностью»

1 июня Центр культур НИУ ВШЭ стал площадкой московского Дня финансовой грамотности. Такие встречи горожан с экспертами бесплатно проводятся в столице несколько раз в год. Участники узнали, куда выгодно и безопасно вкладывать сбережения, как избегать ошибок и снижать риски на этом пути, а также каких стратегий стоит придерживаться начинающим инвесторам.

Школьники из разных уголков страны ознакомились с новинками в области финансовой грамотности

В рамках проекта НИУ ВШЭ «Академия школьников» совместно с Федеральным методическим центром по финансовой грамотности и благотворительным фондом «Вклад в будущее» был проведен митап для учеников 8–11-х классов, посвященный финансовой грамотности с использованием IT. В нем приняли участие более 600 учащихся из разных регионов, в том числе 80 из Москвы — в очном формате. Также на мероприятии присутствовали несколько учителей московских школ.

НИУ ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка подписали соглашение о сотрудничестве

8 сентября 2022 года в рамках Московского финансового форума НИУ ВШЭ заключил соглашение о сотрудничестве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Документ подписали директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Николай Берзон и исполнительный директор фонда Петр Положевец.

«Прошу вас быть максимально ориентированными на сохранение своих денег»

Как сохранить и приумножить деньги в условиях кризиса и не стать жертвой мошенников, рассказали эксперты НИУ ВШЭ и Департамента финансов Москвы. День финансовой грамотности для жителей Басманного района города прошел в Центре культур Высшей школы экономики.

«Разбираться в сути того, что предлагают нам финансовые посредники, необходимо каждому»

Авторский онлайн-курс «Банковское дело» Наталии Горелой, доцента школы финансов факультета экономических наук, на платформе «Открытое образование» даст основы финансовой грамотности. Слушатели узнают, почему банки занимают ведущее место на финансовом рынке, какие операции для них являются традиционными, а какие сравнительно новыми. Курс также поможет разобраться в том, как зарабатывают банки.

Студенты Школы дизайна разработали плакаты, посвященные финансовой грамотности

На улицах Москвы появились плакаты о финансовой грамотности, разработанные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ.  Это итоговая часть проекта, который начался с исследования вопроса финансовой грамотности российских семей и закредитованности населения.

Финансовая неграмотность бьет по карману

Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Вышка научит учителей финансовой грамотности

31 мая в Высшей школе экономики был представлен проект по созданию в России федеральной сети методических центров для педагогов по финансовой грамотности. Суть проекта — еще в школе научить детей ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовя их к вступлению во взрослую жизнь.