• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ведущие вузы должны быть избавлены от излишней отчетности

24 декабря в Высшей школе экономики состоялось заседание Совета Ассоциации «Глобальные университеты» — ректоров вузов, участвующих в проекте по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Одной из тем для обсуждения стали экономические и организационные риски этого проекта.

Ключевым направлением государственной образовательной политики в сфере высшего образования последних восьми лет является поддержка ведущих вузов. Такие вузы выделялись в рамках различных инициатив, начиная от приоритетного национального проекта «Образование» и заканчивая проектом 5-100, по итогам которого не менее пяти российских вузов должны войти в топ-100 международных рейтингов к 2020 году. Этот проект стартовал по указу Президента РФ и является предметом особого внимания со стороны Правительства РФ, Минобрнауки, вузов и общества.

Найти внутренние резервы

Поскольку проект 5-100 предусматривает расходы на взаимодействие с международным образовательным и научным сообществом, снижение курса национальной валюты создает определенные риски. В этой ситуации Ассоциация «Глобальные университеты» предлагает две меры.

Во-первых, университеты должны искать внутренние резервы, чтобы обеспечить выполнение всех поставленных задач и не допустить уменьшения заданных показателей (например, требуемого количества публикаций в ведущих журналах или привлечения зарубежных специалистов и студентов). Чтобы сократить расходы, можно договориться с зарубежными партнерами о сокращении сроков их пребывания в России, и вместо этого общаться по скайпу, отправлять в зарубежные университеты наших молодых ученых, что будет дешевле, предложил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Подобный опыт уже апробирован в университетах – участниках проекта.

Во-вторых, Ассоциация «Глобальные университеты» рекомендует Минобрнауки России рассмотреть вопрос о возможности выделения с 2016 года дополнительного финансирования участникам проекта.

Сократить бумажную отчетность

Еще одну проблему — массовой отчетности — можно решить только за счет организационных мер.

Почти все вузы, участвующие в проекте 5-100, — национальные исследовательские или федеральные университеты. Это означает, что вуз должен одновременно реализовывать две программы развития — как национальный исследовательский (федеральный) университет и как университет, получающий средства на достижение международной конкурентоспособности. Может быть и третья программа развития, разработанная вне конкурсной процедуры.

У этих программ разные показатели, в Минобрнауки России их курируют разные заместители министра. О том, что обилие различных программ затрудняет работу вузов, эксперты говорили не раз — в частности, на одном из традиционных семинаров Института образования ВШЭ директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев назвал это явление «программной шизофренией».

«Я как ректор перестал ориентироваться в наших отчетных показателях, другие ректоры говорят, что они тоже теряют контроль за управлением множеством программ, — заявил Ярослав Кузьминов. — Возникают серьезные организационные риски, путаница с показателями, что в ряде случаев может негативно сказаться на нашей работе. Поэтому мы предлагаем создать единый контур для всех программ, не сокращая обязательства вузов. В противном случае министерство будет получать килограммы отчетности, подготовленные сотрудниками университетов, не принимающими решений».

По мнению ректора ИТМО Владимира Васильева, в программе развития НИУ и программе повышения конкурентоспособности даже содержание конкретных показателей (например, какие средства считать бюджетными, а какие внебюджетными) трактуется по-разному. Проректор ВШЭ Сергей Рощин добавил, что по программе развития НИУ министерство требует от вузов не только отчеты, но и прогнозы до 2018 года по достижению показателей, что особенно сложно при наличии программы повышения конкурентоспособности, где показатели другие.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов неоднократно обещал, что программы национальных исследовательских и федеральных университетов можно будет интегрировать в программы по повышению конкурентоспособности. Однако конкретных решений принято не было.

Заместитель министра Александр Повалко и директор департамента Александр Соболев привели аргументы за сохранение программ НИУ и федеральных университетов.

Необходимость этих программ закреплена разными нормативными актами Правительства РФ и Минобрнауки, за их невыполнение вузы могут быть лишены статуса НИУ, а сейчас в соответствии с поручением правительства эти программы должны быть актуализированы в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ». Например, в них должны появиться разделы о сетевом взаимодействии вузов и академической мобильности внутри России. Кроме того, министерству нужны единые показатели, позволяющие оценивать развитие всех ведущих вузов, сравнивать их между собой и с остальными. Еще у вузов, по мнению представителей министерства, должна быть программа финансово-хозяйственной деятельности — для контроля за выполнением государственного задания.

По итогам дискуссии было принято решение установить для всех вузов, участвующих в проекте 5-100, значения ограниченного числа показателей, которых они должны достичь как национальные исследовательские или федеральные университеты. В случае невыполнения этих показателей финансирование национальных исследовательских университетов может быть сокращено. Представление актуализированных программ развития решено отложить до конца января 2015 года, чтобы их подготовили в новом формате.

Проанализировать системные эффекты

На заседании совета Ассоциации Александр Повалко обратился к ректорам с просьбой подготовить для Правительства РФ аналитический материал о системных эффектах поддержки ведущих вузов. Вложив миллиарды рублей в их развитие и предоставив ряд преференций (повышенное финансирование, развитие магистратуры и аспирантуры, приоритет при открытии новых программ), государство хочет понять, что получено взамен. По мнению Ярослава Кузьминова, аргументов, которые представит рабочая группа Ассоциации, будет достаточно. Если же удастся реализовать совместный проект с Фондом социального страхования РФ по анализу зарплат выпускников вузов, с цифрами в руках можно будет показать, как системные эффекты в высшем образовании влияют на доходы выпускников.

Борис Старцев, Новостная служба ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

«Ассоциация сфокусируется на повышении международной конкурентоспособности российского высшего образования»

В Белом зале Дома Дурасова НИУ ВШЭ состоялось заседание Ассоциации «Глобальные университеты». Участники встречи приветствовали новых членов объединения, подвели итоги работы за год и наметили цели на следующий. В мероприятии принял участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

«Люди слушают экономистов больше, чем физиков или филологов»

22 октября в Высшей школе экономики состоялось заседание Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, в котором приняли участие представители московских и региональных вузов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.