• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузам выставили годовые оценки

На основе базы СМИ системы «Медиалогия» составлен рейтинг медиаактивности участников образовательного рынка страны. Верхние позиции заняли Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет.

Поиск (Москва), № 001–002, 15.01.2010

В конце минувшего года с годовой оценкой медиаактивности участников образовательного рынка России выступила компания «Медиалогия». Основой рейтинга, подготовленного ее специалистами, стал Индекс информационного благоприятствования (ИИБ). Этот показатель, разработанный в «Медиалогии» при участии математиков и аналитиков, предназначен для оценки информационной ситуации, сложившейся вокруг объекта (в данном случае — вуза) и отражает его присутствие в медийном поле. При этом методика ранжирования на основе ИИБ учитывает не только количество сообщений, связанных с участниками рейтинга, но и их качество. Позиция каждого вуза на шкале популярности в медиасреде зависела от влиятельности источников информации, оценочного характера упоминания (позитивный, негативный, нейтральный), от того, главным или второстепенным героем сообщения стало данное образовательное учреждение. При подготовке рейтинга специалистами компании было проанализировано порядка 20 тысяч сообщений, касающихся вузовской жизни. Используемая при этом база СМИ системы «Медиалогия» включает более 4000 наиболее влиятельных российских и зарубежных информационных источников: телевидение, радио, газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ и блоги.

В списке лидеров фигурируют вузы, обладающие традиционно высокими показателями и по более привычным критериям — масштаб заведения, уровень учебных и научных достижений, успешность выпускников. Три верхние позиции медиарейтинга заняли Московский госуниверситет имени М. В. Ломоносова (МГУ), Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). В минувшем году они были действующими лицами знаковых мероприятий, что главным образом и обусловило высокие показатели их репутации в медиапространстве.

Событиями, существенно повлиявшими на медиарепутацию МГУ и СП6ГУ, стали прошедшие в МГУ заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики под руководством президента России Дмитрия Медведева, демонстрация университетского суперкомпьютера и торжественное подписание Соглашения о стратегическом партнерстве между МГУ и СПбГУ. Свою роль сыграл и Федеральный закон «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», разрешающий этим университетам устанавливать свои образовательные стандарты и проводить дополнительные вступительные испытания.

Вторую строчку рейтинга занял ГУ-ВШЭ, чему особенно способствовали публикации об исследовании его экспертами уровня проходных баллов ЕГЭ абитуриентов, поступивших в 2009 году в вузы Москвы и других городов, а также большое число выступлений в СМИ ректора университета Ярослава Кузьминова, директора по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергея Алексашенко и декана факультета прикладной политологии Марка Урнова.

В десятку лучших попали ведущие вузы: Московский государственный институт международных отношений, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. В. Герасимова, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Московский физико-технический институт (МФТИ), Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. На десятом месте Российский государственный гуманитарный университет, заключивший Соглашение о сотрудничестве с Управлением верховного комиссара ООН по правам человека о подготовке специалистов. Интерес СМИ к этому событию существенно изменил положение вуза в рейтинге «Медиалогии» по сравнению с 2008 годом, по итогам которого РГГУ вообще не вошел в компанию 50 обладателей лучшей медиа-репутации.

В 2009 году в эту топ-группу с более низких позиций переместились еще несколько вузов. В том числе Московский государственный лингвистический университет, в стенах которого состоялось выездное заседание Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, Московская финансово-промышленная академия, Центр экономических исследований которой провел стресс-тестирование российских банков при разных сценариях развития кризисных явлений. Благодаря получению статуса национальных исследовательских университетов в «полтинник» медиа-лидеров попали Самарский государственный аэрокосмический университет и Пермский государственный технический университет, а Томский политехнический «скакнул» вверх по рейтинговой шкале сразу на 10 позиций. Заметные перемещения в сторону лидеров продемонстрировали Сибирский федеральный университет (20 позиций), Дипломатическая академия МИД (16), а также МФТИ (14), где весной состоялось обсуждение будущего технического и естественно-научного образования в России с участием премьер-министра РФ Владимира Путина.

Основанием для размещения в списке 50 вузов, привлекших к себе особое внимание в медиасреде, были и научно-исследовательские достижения. Популярными темами публикаций стало, к примеру, создание ортопедических имплантатов с использованием уникальных технологий обработки титана и сплавов учеными кафедры материаловедения Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского, а также исследование учеными Южного федерального университета вещества деиноксантина (это одно из наиболее перспективных направлений в создании антирадиационных препаратов и антиоксидантов). Повышенный интерес СМИ к Читинской государственной медицинской академии, обеспечивший вузу 46-ю позицию в медиарейтинге, был вызван событием драматического характера, а именно взятием под стражу гражданина, подозреваемого в покушении на ректора академии. Замыкает перечень 50 самых популярных новорожденный Российский исламский университет им. Кунта-хаджи. Открытие нового духовного вуза в Грозном состоялось в конце лета минувшего года и было широко освещено в СМИ.

Той части аудитории, которую более интересуют позиции вузов при ранжировании на основе комплекса индикаторов, в конце минувшего года был предложен продукт, созданный в рамках совместного проекта международной информационной группы «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы». В октябре 2009 года ЗАО «Информ-Инвест» (дочерняя структура «Интерфакса») заключило с Рособразованием госконтракт на разработку основ независимой системы оценки и формирования рейтингов вузов России. Созданная в итоге модель построена с использованием показателей образовательной, научно-исследовательской, социализаторской и международной деятельности, а также с учетом популярности бренда вуза и общественного мнения о нем. При анализе бренда учитывались такие параметры, как возраст, миссия, стратегия развития вуза, успешность выпускников и «достижения в процессе селекции элит национального и международного уровней». Под категорией «общественное мнение» подразумевалась оценка со стороны представителей академического сообщества, профессиональных сообществ и работодателей выпускников. В сформированном по этой модели рейтинге классических университетов представлены 50 участников с лучшими показателями. Тройка лидеров оказалась весьма предсказуемой — МГУ, СПбГУ и МФТИ. На 4-м — Российский университет дружбы народов, на 5-м и 6-м — Российский государственный педуниверситет им. А. И. Герцена и Новосибирский государственный университет. Далее расположились Томский и Нижегородский госуниверситеты, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Дальневосточный государственный университет (Дальневосточный федеральный университет) и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». В первую двадцатку вошел целый ряд региональных университетов, в том числе два национальных исследовательских (НИУ) и пять федеральных.

Составители этого рейтинга считают наиболее жизнеспособной моделью оценки вузов ту, при которой анализ осуществляет независимая специализированная некоммерческая организация, а результаты ранжирования обнародуются через систему массовых коммуникаций и могут быть использованы федеральными органами управления образованием при принятии тех или иных решений. Как бы то ни было, национальным рейтингам, число которых продолжает расти, еще предстоит доказать потребителям — абитуриентам, вузам, работодателям, инвесторам в образование и управленцам — свою обоснованность и заслужить собственное положительное реноме.

Татьяна Возовикова

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ сохранил лидерство в рейтинге англоязычных сайтов российских вузов

Российский совет по международным делам (РСМД) представил аналитический доклад «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2023 г.)». Его составной частью является рейтинг англоязычных сайтов российских вузов, в котором НИУ ВШЭ занял 1-е место.

ВШЭ заняла вторую строчку в зарплатном рейтинге выпускников вузов от SuperJob

Компания SuperJob опубликовала ежегодный рейтинг вузов России по уровню заработных плат молодых специалистов, занятых в отраслях финансов и экономики. Учитывались данные по выпускникам высших учебных заведений 2017–2022 годов. Рейтинг возглавил МГИМО, на втором месте — Высшая школа экономики со средним заработком выпускников-экономистов 150 тыс. рублей в месяц, что выше показателей прошлого года на 10 тыс. рублей.

Вышка вошла в топ-3 экономических вузов России по уровню зарплат выпускников

IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob представил рейтинг вузов России 2022 года по уровню зарплат молодых специалистов, работающих в сфере экономики и финансов и окончивших вуз в 2016–2021 годах. Высшая школа экономики — на второй строке.

Вышка уверенно удерживает первую строчку по четырем предметам в рейтинге научной продуктивности АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики заняла 1-е место по четырем предметам рейтинга научной продуктивности российских вузов, который опубликовал Аналитический центр «Эксперт». В восьми предметных областях (срезах) университет входит в топ-5 рейтинга.

ВШЭ — единственный российский вуз в топ-75 рейтинга молодых университетов ТНЕ

Высшая школа экономики заняла 66-е место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education, который оценивает вузы в возрасте до 50 лет. THE Young University Rankings является первым в линейке мировых рейтингов, опубликованных в 2022 году.

ВШЭ вошла в топ-150 мировых вузов рейтинга THE Reputation

Высшая школа экономики улучшила результат прошлого года и вошла в диапазон 126–150 репутационного рейтинга Times Higher Education. Среди российских вузов ВШЭ разделила 2–4-е место с МФТИ и СПбГУ.

ВШЭ увеличила присутствие в рейтингах US News Best Global Universities до 6 предметов

В опубликованных сегодня предметных рейтингах университетов мира US News Best Global Universities НИУ ВШЭ представлен в шести предметах (в 2020 году — в четырех). Высшая школа экономики впервые вошла в предметные рейтинги «Искусство и гуманитарные науки» (позиция 207) и «Психология» (позиция 374), а также подтвердила свой лучший результат по предмету «Математика» (позиция 85), устойчиво сохраняя свою позицию в топ-100 лучших университетов мира по этому предмету и вторую среди российских университетов в этом рейтинге.

ВШЭ — в топ-30 лучших вузов мира в рейтинге THE Emerging Economies

Высшая школа экономики устойчиво входит в топ-30 вузов мира по версии рейтинга Times Higher Education Emerging Economies и является одним из лучших университетов России.

ВШЭ вошла в топ-100 по двум предметам рейтинга ТНЕ

Высшая школа экономики вошла в сотню лучших вузов мира по праву и социальным наукам рейтинга Times Higher Education. Помимо этого, университет впервые вошел в топ-150 предметного рейтинга ТНЕ по образованию и в топ-200 по экономике и бизнесу.

ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ

ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-500 и «Инженерные науки и технологии» в группе 801-1000.