• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прикладная социальная психология

В этом году новая магистерская программа ВШЭ «Прикладная социальная психология» выпускает своих первых студентов. Об учебе в магистратуре рассказывают сами выпускники программы.

Делясь впечатлениями от магистерской программы «Прикладная социальная психология», выпускники в первую очередь отмечают полезность лекций и семинаров, проведенных приглашенными зарубежными профессорами.

Студентка Татьяна Рябиченко: «Очень понравились лекции Ш.Шварца, Дж.Берри, Ф.Ван де Вийвера и С.Роккас. Не могла и представить, что смогу не только читать их статьи, но и слушать лекции. Помимо высокого научного уровня, могу отметить непринужденность и высокое преподавательское мастерство».

Студентка Ольга Салова: «Возможность задать интересующие вопросы по теории и получить ответ человека, который ее создал — одно из главных преимуществ программы».

При этом международное партнерство в рамках программы постоянно расширяется, например, сейчас обсуждается вопрос о сотрудничестве с Tilburg University (Нидерланды) и создании программы двойного диплома. Очевидно, что для будущих кросс-культурных психологов межкультурное взаимодействие является приоритетным направлением, которое стоит развивать.

Какими качествами обладает типичный студент прикладной социальной психологии? Студентка Мария Бокарева считает, что это «толерантный, открытый человек с чувством юмора, широким кругозором, который с оптимизмом смотрит в будущее и готов приложить все усилия, чтобы изменить что-то в мире к лучшему. Будущий специалист в области социальной психологии никогда не опускает руки, он готов трудиться не только для развития фундаментальной науки, но и проводить прикладные исследования, для решения актуальных проблем современного общества».

Мария Булатова рассказала о курсах по выбору и обязательных дисциплинах: «В процессе обучения на программе мы планомерно осваивали тонкости разработки проектов, цель которых — попытаться решить те или иные социально-психологические проблемы. Большинство курсов программы взаимосвязаны, так что знания, полученные на одном курсе, могут и должны быть использованы при разработке проекта по другой дисциплине. Например, знания, полученные в курсе «Психология межкультурных отношений» были мне очень полезны при подготовке проекта по современной социальной психологии, знания по организации тренинга межкультурной компетентности и толерантности — при подготовке проекта по оценке социальных программ. Была возможность самостоятельно выбрать курсы из множества предлагаемых в соответствии с моими профессиональными интересами. Я выбрала курс «Стратегии маркетинговых исследований», которые открыли дверь в совершенно другую, хоть и смежную, область исследований. Базовые теоретические курсы оказали мне огромную помощь в моей исследовательской работе. Тренинг межкультурной толерантности и компетентности — уникальный курс, в ходе которого у нас была возможность получить знания по разработке и проведению тренинга от автора, провести тренинг на реальных людях, оценить его эффективность с помощью специально разработанного метода и увидеть конкретный результат своих действий».

Мария отметила также полезность коллективных проектов, которые студенты выполняли в рамках курсов: «Большинство курсов включали выполнение совместного проекта. Нам предлагалось создать собственный проект на основе реальной ситуации, и с возможностью применения в жизни. Таким образом, процесс выходил за рамки учебной ситуации и приближался к тому, чем специалист занимается после выпуска. Оценка определенной социальной программы, разработка тренинга межкультурного взаимодействия для реально существующей группы людей с определенными проблемами взаимодействия, разработка программы по преодолению внутри- и межгрупповых конфликтов — это только краткий перечень проектов, которые мы осуществили за время обучения».

Студенты не только постигают фундаментальные основы социальной психологии, но и учатся применять их на практике. К примеру, в качестве домашнего задания по дисциплине «Оценка социальных программ» студентам нужно провести детальный анализ реальной программы, действующей в России или за рубежом.

Студенты не только постигают фундаментальные основы социальной психологии, но и учатся применять их на практике. К примеру, в качестве домашнего задания по дисциплине «Оценка социальных программ» студентам нужно провести детальный анализ реальной программы, действующей в России или за рубежом. Студенты производили оценку таких программ как «Молодой семье — доступное жилье», программы, направленной на развитее и поддержку социальной активности школьников, оценивали эффективность различных благотворительных акций. В рамках курса «Психология потребительского поведения» студентам нужно было провести интервью с потребителем, выявить особенности принятия решения в ситуации покупки и многое другое.

На курсе «Психологии межкультурных взаимодействий» студенты конструировали проекты по организации эффективного взаимодействия между представителями двух культур или социальных групп, выявляли факторы, препятствующие такому взаимодействию, искали способы изменения негативных стереотипов и предубежденности, конструировали проекты, призванные снизить уровень авторитаризма среди детей.

Следует отметить, что учеба на магистерской программе тесно связана с деятельностью Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований ВШЭ. Некоторые студенты получили возможность участвовать в российских и международных проектах лаборатории в качестве волонтеров, а некоторые являются стажерами-исследователями, младшими научными сотрудниками и участвуют в масштабных и актуальных исследованиях. Более того, лаборатория ежегодно организует Летние психологические школы, которые проходят в подмосковных пансионатах. Они помогают слушателям улучшить навыки проведения социально-психологических исследований, написания научных статей, а также получения новых знаний о последних достижениях в науке. Рассказ о том, как проходила Летняя школа в прошлом году, опубликован на сайте магистерской программы.

В современном мире усиливаются миграционные процессы, меняются установки и модели поведения, поэтому все важнее становится подготовка специалистов в сфере прикладной социальной психологии, способных изучать, объяснять и влиять на динамичные социальные процессы.Студенческая жизнь на программе «Прикладная социальная психология» насыщена интересными событиями: студенты имеют возможность получать фундаментальные и прикладные знания «из первых рук», постоянно практиковать английский язык в научных дискуссиях, участвовать в зарубежных проектах.

 

Мария Ефремова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Ментальность выживальщиков

Исторические травмы — войны, репрессии, голод — не исчезают из семейной памяти. Они отражаются в тех правилах выживания, которые старшие поколения транслируют младшим. И все же современные матери дают детям более оптимистичные напутствия, чем в свое время их собственные родители, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.

Лицо имеет значение

Особенности человеческого лица имеют большое значение не только в межличностной коммуникации, но и в более широких общественных взаимосвязях. Лица влияют на политику, экономику, бизнес и нередко определяют успех человека в жизни, рассказал профессор, руководитель департамента НИУ ВШЭ Василий Ключарев в ходе лекции «Лицо как детектив: лицо в психологии, политике, биологии и искусстве».

Наука о мозге часто подменяется мифами

Образовательное сообщество хотело бы использовать новые достижения нейробиологии — науки, изучающей мозг. Однако попытки транслировать достижения ученых нередко приводят к тому, что учебные методики создаются на основе заблуждений и мифов, отметил руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев в докладе «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи».

Выбор вознаграждения зависит от особенностей работы мозга

Нередко при принятии решения, касающегося времени получения вознаграждения, человек действует импульсивно. Предпочтение отдается мгновенному вознаграждению, даже если отложенное во времени выглядит более выгодным. Это можно объяснить с точки зрения особенностей работы головного мозга, рассказал на лекции в НИУ ВШЭ, приуроченной к XVI Апрельской международной научной конференции, руководитель лаборатории Стэнфордского университета Самюэль МакКлю.

Мозг ценит личную информацию

В ситуации выбора люди могут полагаться как на собственную информацию, так и на ту, которую они получили от окружающих. Чем эмоциональнее человек воспринимает имеющиеся у него собственные данные, тем больше вероятность, что при принятии решения он будет руководствоваться именно ими, а не мнением других людей. Речь идет, в том числе, о деятельности инвесторов на финансовых рынках. Это доказали в ходе своего исследования декан фаrультета психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев и исследователи из Университета Базеля Рафаэль Хубер и Йорг Райскамп.

Нахождение в толпе повышает риск самоубийств

Участие в массовых мероприятиях может провоцировать суицидальное поведение. Это объясняется тем, что люди настраиваются на какие-то «чудеса», а их не происходит. К таким выводам пришла международная группа ученых, в которую входил заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Эдуард Понарин.

Магистерская программа «Прикладная социальная психология»

В прошлом году в ВШЭ открылась единственная в России магистерская программа «Прикладная социальная психология», которая наряду с теоретическими знаниями дает практические навыки в кросс-культурной и экономической психологии. О программе рассказывает ее руководитель, профессор кафедры организационной психологии ВШЭ Надежда Лебедева.