?
Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг.
Вып. 2(11).
HSE, 2017.
Zakharov A., Kapuza A., Вопросы образования 2017 № 2 С. 234-257
ровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом его семьи. В качестве фактора, объясняющего эту связь, исследователи часто упоминают участие родителей в обучении. В статье на данных PIRLS‑2011 анализируется выбор родителями с разным объемом культурного капитала практик поддержки детского чтения до школы и в 4‑м классе. Рассматриваются формальные (игры с алфавитом, игры со словами, письмо) ...
Added: August 7, 2017
Уваров А. Г., Yastrebov G., Мир России: Социология, этнология 2014 Т. 23 № 2
Статья посвящена проблеме образовательного неравенства в современной России. Используя за основу материалы Мониторинга экономики образования, осуществляемого НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром, мы пытаемся оценить связь между успеваемостью российских школьников и социально-экономическим положением их родителей. Эта задача представляет особый интерес в свете изучения механизмов воспроизводства социального неравенства. Конкретно, мы хотим понять, способствует ли российская система общего ...
Added: January 17, 2014
Bekova S., Terentev E., Maloshonok N., Вопросы образования 2021 № 1 С. 74-92
The urgent transition to distance education in March 2020 revitalized the debate on the influence of a new educational reality on the educational inequality. A study was performed to measure the relationship between the difficulties experienced by students during distance learning and their socioeconomic status. Data from a nationwide survey of students administered in late ...
Added: March 17, 2021
Kersha Y., Вопросы образования 2020 № 4 С. 85-112
It can be inferred from international findings that school socioeconomic composition (SEC) is a major factor of educational inequality in secondary education at the school level. SEC is believed to have a positive relationship with student achievement along with individual student characteristics. However, a review of research methods used in most studies calls the existence ...
Added: October 1, 2020
Yastrebov G., Bessudnov A., Pinskaya М. et al., / Высшая школа экономики. Series SOC "Sociology". 2014. No. 55.
This study focuses on how social contexts promote disparities in academic performance between Russian high schools. In particular, we investigate how a school’s average Unified State Examination (USE) scores in Russian and mathematics relate to the social composition of its student body, its material and human resources, and local deprivation. We develop a two-level hierarchical ...
Added: December 3, 2014
Carnoy M., Larina G., Markina V. M. et al., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019
Традиционно считается, что образование в российских школах отличается высоким качеством, однако в силу достаточно больших социальных и территориальных различий доступ к нему может быть неоднородным. Для успешного развития системы образования необходимо четкое понимание внутренних механизмов, определяющих жизнь современных школ, и тех проблем, с которыми они сталкиваются. Опираясь на уникальные качественные данные, собранные в рамках лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и ...
Added: October 19, 2017
Чабан Т. Ю., Рамеева Р. С., Денисов И. С. et al., Вопросы образования 2022 № 1 С. 160-188
International studies about the impact of the COVID-19 pandemic on the quality of general education have yielded contradictory results: educational outcomes have fallen markedly in some countries while remaining more or less constant in others. At the same time, over half of published studies attest to the growth of educational inequality during the pandemic. The ...
Added: March 24, 2022
Carnoy M., Khavenson T., Fonseca I. et al., Cadernos de Pesquisa 2015 Vol. 45 No. 157 P. 450-485
This article assesses the changes in mathematics and reading scores of socially advantaged or disadvantaged Brazilian students, in the International Student Assessment Program – Pisa – between 2000 and 2012, and the National Basic Education Assessment System – Saeb – between 1995 to 2013, in order to extract some provisional conclusions regarding the variations in ...
Added: October 2, 2015
Adamovich K., Образовательная политика 2022 Т. 3 № 91 С. 49-61
The results of the international study PISA (Programme for International Student Assessment) have long been in the focus of the educational policy of many countries and become the basis for recommendations to educational organizations. However, often these recommendations do not consider the within-country context and regional differences in the landscape of educational inequality.
This study is ...
Added: November 17, 2022
Lyubitskaya K., Jankiewicz S., Knyaginina N. et al., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2022 № 1 С. 143-157
Получение общего образование в форме семейного становится все более распространенным среди родителей, особенно в условиях дистанционного обучения, когда семьи оказались вынуждены стать активными участниками образовательного процесса и обучать своих детей дома. При реализации семейного образования родители сталкиваются с разными барьерами, которые влияют на образование детей. На основании 25 интервью с родителями детей 1-8 классов авторы ...
Added: August 20, 2021
Kovaleva G., Kuznetsova M. I., Народное образование 2013 № 6 С. 199-209
В статье анализируются результаты международного сравнительного исследования PIRLS 2011, особенности читательской грамотности российских выпускников начальной школы. Уделено внимание рассмотрению причин высоких достижений российских младших школьников. ...
Added: October 25, 2014
Zvyagintsev R., Kersha Y., Pinskaya М., М. : НИУ ВШЭ, 2020
The situation with coronavirus infection has dealt a big impact to a number of public institutions. It now seems clear that this pandemic - and the crisis it will entail - will affect the most deprived students the most. Pupils of small rural schools (more often remote ones), from disadvantaged families and with low results ...
Added: August 4, 2020
Tenisheva K., Alexandrov D. A., Социология образования 2016 № 1 С. 64-74
This paper investigates effects of class, gender and ethnic statuses on educational achievements and aspirations of the students of Saint Petersburg schools. We discover strong gender and class inequalities in contrast to absence of any ethnic differences. Descriptive and regression analyses are used as analytical method. We claim the necessity to take into account all ...
Added: May 12, 2016
Zvyagintsev R., Kosaretsky S., Kersha Y. et al., М. : НИУ ВШЭ, 2020
The publication, prepared by experts from the Institute of Education at the Higher School of Economics and the World Bank, provides a comprehensive assessment of possible losses for school education and human capital in connection with the COVID-19 pandemic, as well as possible ways to minimize and compensate them.
The publication includes three sections. The first ...
Added: August 4, 2020
Bondarenko N., Форсайт 2015 Т. 9 № 2 С. 22-37
В статье исследуется характер накопления человеческого капитала на примере участия взрослого экономически активного населения в основных видах непрерывного образования, а также роль отечественных работодателей в его организации в сравнении с практиками стран Евросоюза и ОЭСР. Запрос на развитие непрерывного образования в современной экономике предъявляют работодатели, заинтересованные в постоянном усилении компетенций и повышении квалификации работников. Драйвером ...
Added: June 12, 2016
Kersha Y., Экономическая социология 2021 Т. 22 № 1 С. 92-123
The socioeconomic composition of schools is considered one of the most sig- nificant factors of educational inequality at the school level. Most of the re- viewed works demonstrate a positive relation between the student population’s socioeconomic status and educational outcomes. At the same time, a number of authors confirm that this effect is a statistical ...
Added: February 2, 2021
Yastrebov G., Bessudnov A., Pinskaya М. et al., Вопросы образования 2013 № 4 С. 188-246
In the study at hand, we focus on how social contexts promote academic performance disparities between Russian high schools. In particular, we investigate how a school's average USE (Unified State Examination) scores in Russian and mathematics relate to the social composition of its student body, material and human resources, and local deprivation. We develop a ...
Added: September 29, 2013
Chirkina T., Khavenson T., Pinskaya М. et al., Issues in Educational Research 2020 Vol. 30 No. 4 P. 1245-1263
It is well established that family socio-economic status (SES) is strongly related to academic performance. Nonetheless, there is a group of children with high levels of academic achievement who come from disadvantaged family backgrounds. These children possess what is called ‘academic resilience’. In our study, we want to see whether the two largest international comparative ...
Added: December 7, 2020
Цукерман Г. А., Kovaleva G., Kuznetsova M. I., Вопросы образования 2011 № 02 С. 123-150
Тест PIRLS свидетельствует о высоком уровне готовности 9–10‑летних выпускников российской начальной школы к обучению с помощью текстов. Тест PISA обнаружил низкий уровень готовности 15–16‑летних выпускников основной школы к использованию текстов для решения широкого круга бытовых, социальных и образовательных задач. Для изучения динамики читательской грамотности 10–15‑летних учеников основной школы была создана диагностическая методика «Тяни‑толкай», сочетающая подходы ...
Added: October 23, 2014
Adamovich K., Kapuza A., Zakharov A. et al., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019
This publication presents Russia results in PISA 2018. It also shows the dynamics of PISA scores in the 2000-s. The changes in different types of reading skills are presented as well as the proportion of functionally illiterate students.
Besides the scores, the data that describes schools climate, including attitude to school, bullying, discipline in class, are analysed. Some issues ...
Added: January 30, 2020
Shubenkova A. Y., Zeveleva O., Вопросы образования 2016
«Российские студенты в глобальном мире: от образовательной мобильности к мигрантским настроениям?» Где проходит граница между международной образовательной мобильностью студентов и высококвалифицированной миграцией? В рамках проекта рассматриваются механизмы формирования мигрантских настроений среди российских студентов, вовлеченных в международную образовательную мобильность. Рассматривают ли студенты международную мобильность как возможность эмигрировать? Если да, то какие факторы способствуют формированию такой стратегии? В ...
Added: December 4, 2015
Kosaretsky S., Belikov A., Образовательная панорама 2015 № 4 С. 15
В предлагаемой статье на основе анализа данных федерального статистического наблюдения и обследования Мониторинга экономики образования рассмотрена ситуация в секторе школьного дополнительного образования: его вклад в охват детей дополнительными общеобразовательными программами различия (в т.ч. в сравнении с сектором организаций дополнительного образования), различия между регионами, группами школ школы в зависимости от типа населенного пункта, уровня реализуемых программ, ...
Added: January 20, 2016
Popova S. A., Rodina N. V., Андреева А. Р., Журнал руководителя управления образованием 2014 № №4 С. 1-9
В сентябре-декабре 2013 года сотрудниками Института институциональных
исследований НИУ ВШЭ были проведены исследования повышения
заработной платы педагогических работников дошкольных
образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений.
О результатах исследования читаем в материалах статьи.
В ходе исследования (Исследование проводилось в пяти субъектах
Российской Федерации из четырех федеральных округов (Уральский,
Центральный, Северо-Западный и Северо-Кавказский федеральные
округа).) были проанализированы данные о заработной плате и объемах
финансирования образования во всех ...
Added: October 5, 2014
Остапенко А. А., Skopin A. U., Новые ценности образования 2010 Т. 46 № 4 С. 50-57
Рассматриваются условия многообразных моделей профильного обучения на селе, которые зависят от образовательных и организационных возможностей населённого пункта, направленных на реализацию профильного обучения. ...
Added: October 22, 2012